Утрата товарной стоимости: почему «золотым» может оказаться не только трамвай?
Лента новостей
Оказалось, что любое ДТП, в принципе, может привести к претензиям со стороны истца на утрату товарной стоимости его транспортного средства
Business FM уже рассказывала о незначительном ДТП с участием легкового автомобиля и трамвая, в результате которого Мосгортранс через суд потребовал с виновника аварии — водителя внедорожника 1,5 млн рублей. Сам ущерб общественному транспорту составил всего 36 тысяч, но еще 1,4 млн с лишним ведомство захотело взыскать в качестве компенсации за утрату товарной стоимости трамвая.
Для начала: суть самого понятия «утрата товарной стоимости» связана исключительно с продажей транспортного средства на вторичном рынке. По словам экспертов, если максимально упрощать, когда этот вид компенсации только принимали, логика заключалась в следующем: да, машину отремонтировали, но качество ремонта на СТО заведомо ниже, чем качество, гарантированное заводом-изготовителем. Условно — краску подбирали не идеально. И получалось, что машина вроде как в исходном состоянии, но на вторичке стоит все равно дешевле — виновник аварии должен компенсировать разницу.
Сейчас многие эксперты считают такой подход устаревшим. Качество работ современных сервисов заметно выросло, и страховщики даже пытаются приводить такой аргумент: «Вам старый капот, который до ДТП был в естественных сколах, заменили на новый — машина от этого только выиграла и вообще должна стоить дороже».
Все это справедливо, если дело дошло до реальных переговоров между покупателем и продавцом. Но многие просто отсеивают объявления, в которых есть пункт «Автомобиль побывал в ДТП». Часть потенциальных покупателей не станет разбираться — зеркало там было поцарапано или стойку повело, они просто пропустят объявление.
В этом смысле более или менее логично требовать компенсацию с виновника ДТП за то, что машину ты будешь продавать дольше или будешь вынужден делать скидку. Но обычные граждане такой опцией практически не пользуются. По УТС активно судятся автоюристы, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Евгений Уфимцев исполнительный директор Российского союза автостраховщиков «Они могут быть добросовестные, недобросовестные, но они судятся в свою пользу. То есть они выкупили у потребителя право дальнейших споров, и вот все, что возможно, пытаются отсудить. Суммы по ОСАГО незначительные, как правило, находятся в интервале 15-30 тысяч рублей по утрате товарной стоимости. И наша оценка в совокупном объеме выплат по ОСАГО, утрата товарной стоимости — это примерно 5% ущерба от совокупного российского».
В случае с трамваем в Москве 1,5 млн рублей в качестве компенсации за утрату товарной стоимости виновнику ДТП насчитали из-за того, что сам трамвай стоит очень дорого. И одним из аргументов компании, проводившей оценку, было: «а случись такое ДТП с Rolls-Royce — вы бы так удивлялись?» Но с учетом утраты товарной стоимости очень дорого может обойтись авария не только с Rolls-Royce и не только с трамваем. Вопрос методики расчета, говорит независимый эксперт, руководитель компании «Независимый экспертный аналитический центр СК оценка» Алексей Шичалин.
Алексей Шичалин руководитель компании «Независимый экспертный аналитический центр СК оценка» «Вы можете въехать в какой-то там новый грузовик. Этот грузовик совершенно недавно в лизинг взяли, купили за какие-то сумасшедшие деньги, например за 15 млн. Там у него бампер стоит покрасить 10 тысяч рублей. А утрата товарной стоимости — она как считается: берется стоимость транспортного средства, умножается на коэффициент. Допустим, если нарушено было лакокрасочное покрытие одной детали — это коэффициент 0,5, на каждой последующей — это 0,35, все это суммируете и умножаете на стоимость автомобиля. То есть это то же самое, что с трамваем получилось — ремонт 36 тысяч, а утрата товарной стоимости получилась миллион, полтора или два, если там что-то еще менять, к примеру, придется».
Методика сложная, коэффициенты для разных деталей разные, подходят под УТС не все транспортные средства — есть ограничения по возрасту, но эксперты, опрошенные Business FM, подчеркивают: «Она писалась изначально под легковые автомобили. Ее нельзя применять к ДТП с общественным или спецтранспортом».
С последним, кстати, согласен и Минюст, который эту методику в свое время разрабатывал. Да это и просто логично, хотя бы потому, что вторичного рынка трамваев не существует. В отличие, кстати, от вторичного рынка спецтехники. Но это не делает менее абсурдной переплату в миллион за царапину на экскаваторе, потому что он что с царапиной, что без, как копал, так копать и будет. Поэтому с системой нужно что-то делать. Ведь методика расчета УТС — такая она или не такая — своего трамвая, очевидно, дождалась.