16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.59 / ₽ 8254
  • RTS1181.51
28 июня 2019, 19:21 ФинансыМакроэкономика

Глава Минэкономразвития посоветовал Банку России не загонять население в долговую яму

Максим Орешкин заочно поспорил с регулятором о роли потребкредитования в росте российской экономики. Эксперты Business FM министра не поддержали

Максим Орешкин.
Максим Орешкин. Фото: Екатерина Штукина/ТАСС

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин посоветовал Банку России не загонять население в долговую яму для роста экономики: она должна расти за счет стимулирования инвестиций, а не текущего потребления, сообщает РИА Новости. Ранее в пятницу ЦБ опубликовал доклад, в котором оценил вклад необеспеченных потребительских кредитов и автокредитов в рост ВВП в диапазоне 0,4–0,7%.

Министр экономического развития так прокомментировал это в своем Facebook.

Business FM решила спросить экономистов и финансистов: «Вы — за Орешкина или за ЦБ?». Президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган считает, что прав Центробанк.

Евгений КоганЕвгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Поддержу мнение Центрального банка по двум причинам. Причина первая — банальная. Действительно, потребкредитование — это один из двигателей рынка. Если бы у нас его не было, то у нас экономика бы совсем была бледненькая. Тем более что первый квартал, мы помним, эффекта девальвации уже не было, ни других каких-то драйверов хороших. Нефть уже была на определенном уровне, не росла. Поэтому рост потребкредитования — это действительно был один из таких легких драйверов легкого роста экономики, типа следов роста экономики. Это абсолютная правда, поэтому я считаю, что ЦБ прав. Ну, а вторая банальная причина — извините, лицензию мне дает Центральный банк, а не Орешкин».

С мнением Центробанка, хотя и с уточнениями, согласен главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений НадоршинЕвгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если мы смотрим на историческую ретроспективу, то, безусловно, Центральный банк прав. Рост первого квартала практически целиком обеспечен потребкредитованием. Более того, рост последнего десятилетия, с острой фазы кризиса 2008-2009 годов обеспечен, в основном, потреблением. В том числе и за счет опережающего роста потребкредитования. И это важный момент и важный аргумент. И, мне кажется, что возражать против него достаточно сложно. Если же мы посмотрим на это немножко с другой точки зрения, а эту другую точку зрения, мне кажется, между строк в комментарии министра можно прочесть. А именно, что с точки зрения перспектив, при прочих равных, вот как бы, если у нас в конкретный момент времени, скажем, в 2019 году задан, что называется, уровень совокупного спроса, то поскольку и потребление, и инвестиции — оба являются его компонентами, то, как вы понимаете, то, как они там соотносятся для текущего года никакого значения не имеет, а имеет это значение для будущего. Какое? Дело в том, что, если инвестиции (условно назовем их так) делаются хорошие, то у них может быть мультипликатор, который может быть больше, нежели, чем у потребления. Чем больше спроса инвестиционного, то есть, направленного на развитие и долгосрочные вложения, тем больше будет будущий рост. Тот самый, который по планам министра экономического развития должен выйти на среднемировые темпы роста. И которые потребители на эти уровни не вытянут».

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова разделяет точку зрения регулятора.

Наталия ОрловаНаталия Орлова главный экономист Альфа-банка«Я абсолютно с позицией ЦБ согласна. У меня тоже получается по расчетам, что, если бы не произошло ускорения темпов роста розничного кредитования в первом квартале, то действительно рост экономики вместо 0,5% был бы где-то около нуля. Значит, у нас в четвертом квартале 2018 года темпы роста розничного рынка стабилизировались где-то на значениях 22% год к году. Это после того, как Центральный банк включил механизм вот этих рисковых надбавок, чтобы контролировать рост сегмента. Но в первом квартале потом произошло ускорение до 24% год к году. И вот, собственно говоря, за счет того, что ускорился рост розничного кредитования, действительно это оказало поддержку экономическому росту. При этом понятно, что иногда факторы в текущий момент, поддерживающий рост, они дальше на горизонте следующих лет могут становиться основой для накопления риска. И, собственно, Центральный банк сам об этом в последний год, если не больше, говорил. Именно поэтому стал использовать надбавки для контроля за темпом роста рынка розничных кредитов».

Ранее, на Петербургском международном экономическом форуме Максим Орешкин назвал неконтролируемый рост потребкредитования одним из основных рисков для экономики. Эльвира Набиуллина с ним не согласилась. По словам главы ЦБ, темпы роста потребкредитования не выше ипотечного, а значит, ситуация не является критической.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию