16+
Понедельник, 22 июля 2019
  • BRENT $ 63.72 / ₽ 4014
  • RTS1345.24
4 июля 2019, 13:16 Авто

«Либерализация ОСАГО»: как страховая будет отслеживать опасность вождения и что вызывает сомнение?

Лента новостей

Правительство рассмотрит поправки в закон об ОСАГО, согласно которым его цена будет зависеть от манеры вождения. Будут ли бонусы от аккуратной езды работать на практике?

Фото: АГН «Москва»

Кабмин может рассмотреть законопроект о либерализации системы ОСАГО 11 июля, сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Моисеева. Документ в народе уже прозвали либерализацией «автогражданки». Ранее его планировалось рассмотреть 4 июля, однако в повестке заседания правительства на этот день проект закона отсутствует.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа. Новый коэффициент будет учитывать любые нарушения на дороге и вырастет для тех, кто регулярно собирает штрафы: например, проезжает на красный сигнал светофора или превышает скорость. Кроме того, будет учитываться так называемое опасное вождение: превышение скорости, резкие перестроения, создание помех.

Понятие «опасное вождение» так просто законодательно не пропишешь, оно не имеет четких критериев. Для одного водителя резкий поворот будет считаться нормой, для другого — уже экстремальным маневром. Чтобы страховщики имели четкие ориентиры, что опасно, а что нет, собираются использовать телематические устройства. Это не новинка на рынке, сейчас такие датчики иногда ставят при оформлении каско, что позволяет водителю снизить тариф. Например, водитель Валерий за установку телематики получил пятипроцентную скидку.

«Там два варианта: либо оно ставится прямо на аккумулятор, либо на шину OBD2. Я поставил себе непосредственно на аккумулятор. Это небольшая коробочка, прилепленная к аккумулятору. Она оценивает координаты перемещения, экстренные торможения, довольно-таки резкие, крутые повороты. Она рассчитывает именно количество экстренных торможений, может быть, на 100 километров, и на основании этого рассчитывается моя перспективная скидка на следующий год по каско».

Установка телематических устройств на авто будет возможна либо по желанию самого водителя, либо по требованию страховой. Как правило, их установка оплачивается страховщиком. Но так было с каско, а с ОСАГО может быть по-другому, считает руководитель управления страхования ОСАГО «Страхового дома ВСК» Татьяна Кудрявцева.

Татьяна Кудрявцева руководитель управления страхования ОСАГО «Страхового дома ВСК»«По нашему опыту использование телематики на примере продукта каско имело достаточно низкий потребительский спрос. Не все водители верили в некий будущий понижающий коэффициент на следующий год, не все водители хотели, чтобы об их стиле вождения стало известно страховой компании. В итоге основными нашими потребителями были аккуратные водители, из-за чего наша статистика была искажена. Подобная инициатива все же влечет под собой дополнительные финансовые обязательства не только страховщика, но и, естественно, владельца транспортного средства. Если по каско это делается в рамках неких проектов и есть возможность устанавливать определенные тарифы, то в ОСАГО такой возможности нет. Стоимость самого оборудования, его установки, обслуживания должна будет закладываться, и кто-то за это должен будет платить».

Вопросы так называемого свободного тарифа страховщики обсуждают с конца 2000-х годов. Причем все время говорят, что ОСАГО для них убыточно. Новые же поправки, кажется, бьют по страховому бизнесу еще больнее. Например, сумма выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью, вырастет с сегодняшних 500 тысяч рублей до 2 млн рублей. Исключается повышающий коэффициент на мощность двигателя. Территориальный коэффициент остается, но только пока. Минфин и Центробанк настаивают на его исключении с 1 января 2020 года.

Сомнения вызывает и связь «либерального» тарифа ОСАГО со штрафами. Сегодня реальные условия вождения устроены так, что не получить взыскание практически невозможно. На это нацелены камеры, которые стоят где надо и не надо, заявил заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.

— Сейчас система штрафов на ОСАГО в нашей стране ориентирована на пополнение бюджета, причем даже не государства, а частных владельцев камер видеофиксации. До тех пор пока у народа нет консенсуса в понимании того, что эти штрафы справедливые, привязывать к ним что-либо нельзя.

— Если правительство в итоге примет либерализацию ОСАГО, кому от этого станет лучше?

— У меня такое ощущение, что ни тем, ни другим. У водителей в очередной раз непредсказуемым образом начнет меняться тариф, у страховых компаний совершенно предсказуемым образом возникнут большие репутационные потери.

Эксперты отмечают, что идея либерального ОСАГО в нынешнем виде не сработает. По задумке, новый коэффициент позволит аккуратным водителям платить меньше, а нарушителей заставит раскошелиться. Однако все это только на бумаге. Страховой рынок в убыток себе работать не будет и сам определит, кого считать лихачом, а кого нет.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию