16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
6 июля 2019, 14:54 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

«Он не для коммерции был сделан». Перевернувшийся в Джубге катамаран предназначался для частного использования

Лента новостей

Кроме того, опрокинувшееся судно было перегружено почти в пять раз: на его борту находились 55 человек, а не 12, как требовал регламент

Один из прогулочных катеров на Черном море.
Один из прогулочных катеров на Черном море. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Катамаран, который перевернулся 5 июля в Черном море в районе Джубги, был перегружен почти в пять раз — это подтвердили в Следственном комитете. Следователи будут добиваться ареста судоводителя этого катера.

Капитан катамарана не имел лицензии на перевозку пассажиров. Об этом сообщил заместитель южного транспортного прокурора Валерий Козлов.

В результате аварии погибли две женщины — из Мордовии и Белгородской области. По последним данным от СКР, на судне находились 55 человек, в том числе 12 детей, притом что максимальная загрузка судна — всего 12 человек вместе с членами экипажа.

У судна пять лет назад истек срок эксплуатации, и изначально оно не было приспособлено для коммерческих целей. Катер «Атолл», перевернувшийся примерно в 100 метрах от берега, был построен как катамаран в 2008 году. Гарантия на него действовала шесть лет, после чего судно должно было быть утилизировано.

Но вместо этого первый владелец его продал, рассказал Business FM Дмитрий Сребный, руководитель компании «Дискат» — это разработчик проекта судна и его изготовитель.

Дмитрий Сребный руководитель компании «Дискат» «Я ему построил, он для себя его строил — рыбалкой заниматься, отдыхать, он не для коммерции был сделан. Он поэксплуатировал его восемь лет и продал кому-то в Джубге. Переделывали его, переборки водонепроницаемые вырезали, вторую палубу сделали, чтобы больше людей брать. Самое интересное — это наш любимый регистр, который с подачи Минтранса взял маломерные суда под свое крыло. Этот регистр позволяет это все делать. Везде черным по белому написано: если в судно внесены какие-то изменения, то оно подлежит переаттестации надзорным органом. Они полностью переделали это судно. Сделали ему вторую палубу. Этого априори нельзя было делать, потому что судно маленькое. Подняли центр тяжести, значит, снизили остойчивость судна, поэтому оно переворачивается. Он ушел кормой, как я понимаю, 55 человек — это пять тонн. У него плавучести собственной — шесть. То, что было настроено на нем, тоже вес имеет! А наш регистр это все подписывает и говорит: все, теперь вы коммерческое судно, для коммерческой эксплуатации и перевозки пассажиров. Регистр вообще не имел права для такого устаревшего судна давать разрешение на перевозку людей. Есть два надзорных органа: Государственная инспекция при МЧС России маломерных судов и наш морской и речной регистр. Когда приехала комиссия, даже не знали, с кого начать, под каким надзором судно, пока я не увидел фотографию, когда нос торчит, и на нем номер, а номер регистровый, то есть они даже не в курсе, что у них их поднадзорные суда с таким перегрузом где-то там пытаются работать, людей перевозить. Судно, которое намеревается заниматься коммерческой деятельностью и возить пассажиров, должно иметь ряд отсеков плавучести в каждом корпусе, и при затоплении любого из отсеков оно должно сохранять свои мореходные качества. Есть надзорный орган, почему он это не проверил? Перед каждой навигацией бывает осмотр судна. На грузовых судах раз в пять лет осмотр, на пассажирских — раз в два с половиной года, плюс ежегодно промежуточное освидетельствование, то есть приезжает представитель регистра, проверяет судно на годность к плаванию. Похоже, этого не было сделано или деньги платили просто».

По словам эксперта, капитаны проходят специализированные курсы, где им подробно объясняют последствия выхода в море на перегруженном судне.

Южное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Капитан затонувшего судна после ЧП скрылся, но в ночь на 6 июля его задержали. Ранее был также задержан владелец катамарана, это индивидуальный предприниматель по фамилии Гончаров, он проживает в Ставропольском крае. Капитан — местный житель, его зовут Валерий Веренчук.

За «перебор» пассажиров на борту несет ответственность капитан, говорит член экипажа пассажирского судна, куратор дистанционного обучения госинспекции по маломерным судам Арсений Авдюков.

— У нас есть журнал учета пассажиров, в котором мы пишем, на каком причале сколько человек было принято на борт, общее количество на борту, как в том мультике с бычком, когда он всех посчитал. Ни в коем случае не допускается даже на одного человека превышение пассажировместимости, которая указана в проекте. У серьезных компаний такого не происходит, когда происходит продажа билетов и работает касса. Когда же работают частники, вчерную, то чем больше посадил, тем больше заработал, какого-то контроля будет недостаточно всегда. Не посадишь же на каждый теплоход по наблюдателю.

— Разве на пляже, на причале не должно быть какой-то службы, которая контролирует весь этот процесс?

— Если сравнивать с городским транспортом, никто же не будет на остановках смотреть, сколько людей село в троллейбус. Есть береговые службы, которые отвечают за исправность причалов и за их безопасность, они не имеют права контролировать работу теплоходов. Есть службы, которые контролируют работу теплоходов, они осуществляют проверки — плановые, внеплановые — прийти и посчитать по головам, сколько человек на борту, и какие-то санкции применить, если присутствует нарушение. Чтобы кто-то постоянно сидел и смотрел, сколько другой человек сажает людей, такого нет, этим обязаны заниматься члены экипажа теплохода, это их ответственность, в том числе если будет какое-то трагическое происшествие. В Москве теплоходы работают с максимальными мерами безопасности. В регионах меньше финансирование надзорных служб, еще меньше штат людей, которые могут все это проверять, и больше вероятность того, что что-то пойдет не так. Не получится взять и поставить аппарат, который скажет всем сажать ровно столько людей, сколько нужно сажать. Пока люди живут бедно, они будут идти на всякие нарушения. Проблема системная, то есть это не так, что просто не поставили видеокамеру в салон и вот такое произошло. Люди сами выбирают более дешевые и менее безопасные варианты.

Такие морские прогулки в сезон пользуются огромным спросом, рассказывает руководитель турагентства «Жить на море», блогер Алла Фомкина.

Алла Фомкина руководитель турагентства «Жить на море», блогер «По цене эти билеты групповые стоят от 250-450 рублей, в зависимости от того, какая длительность прогулки. Также есть индивидуальные, частные, они стоят дороже. Спрос на них у туристов есть, и очень жаль, что нет какого-то централизованного водного сообщения, потому что, насколько мне известно, раньше из Новороссийска можно было на «Метеоре» добраться в разные точки черноморского побережья. Очень жаль, что так произошло, но я думаю, что прямо категорично убирать такие виды развлечений не стоит, но, возможно, необходим какой-то более жесткий контроль за таким бизнесом. Бывают случаи, когда катамаран на двух персон уплывает в нейтральные воды Турции, это не единичный случай и человеческая глупость. Такие истории больше частные, чем повсеместные, потому что люди тонут каждый год, но при этом мы же не ограждаем приезжих, чтобы они приезжали и не купались в море. Наверняка не была соблюдена безопасность в этом случае».

Business FM нашла сайт агентства, где предлагаются морские прогулки на катере в окрестностях Джубги, позвонила и попыталась забронировать судно на 15 человек.

— Полтора часа у вас будет выходить 5 тысяч рублей аренда катера.

— Если там нас будет на один-два человека побольше, то есть 17-18, это очень критично?

— Если больше 15, можно посадить на два катера вас просто, и все, будете близко друг к другу.

— А если на один? Все-таки день рождения, как-то не очень на двух судах…

— А у вас много детей?

— Человека три-четыре.

— Если будет больше 15, он просто посадит на два катера, потому что он возит 15 человек по регламенту.

— Мы можем заплатить больше, если это проблема в этом плане.

— Максимум 15 человек он возьмет. Жилеты есть на катере.

— На каждого пассажира по спасательному жилету будет?

— Да, на каждого пассажира есть жилеты.

За кораблями, которые закреплены за портом, обычно следит Ространснадзор. При каждом выходе в море катер докладывает в портнадзор ближайшего портового пункта, в данном случае в порт Туапсе, бортовой номер судна, его название, сколько человек на борту, сколько будет длиться прогулка и в каком районе, на каком расстоянии от берега

После прогулки катер выгружает людей и также докладывает в портнадзор, и там фиксируют возвращение в специальном журнале. Последнее свидетельство перевернувшемуся в Джубге катамарану выдавалось в 2017 году.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию