Forbes опубликовал рейтинг богатейших госслужащих и депутатов
Лента новостей
В традиционный рейтинг «Власть и деньги» вошли 100 самых богатых государственных служащих и депутатов. Совокупный доход участников этого списка — около 71 млрд рублей
Российский Forbes представил рейтинг 100 самых состоятельных госслужащих и депутатов по итогам декларационной кампании «Власть и деньги — 2019». При составлении списка учитывался семейный доход по итогам декларационной кампании, совокупный доход богатейших чиновников составил порядка 71 млрд рублей.
Список возглавил основатель группы компаний «Владимирский стандарт», депутат Заксобрания Владимирской области Павел Антов. За 2018 год его доход составил без малого 10 млрд рублей.
На второй строчке — совладелец компании «Южуралзолото», долларовый миллиардер, челябинский депутат Константин Струков. Он задекларировал доход почти в 4,5 млрд рублей.
На третьем месте — депутат Белгородской областной думы Сергей Гусев, хозяин местной кондитерской фабрики «Славянка». В 2018 году семья парламентария заработала почти 3 млрд рублей.
Лишь на четвертом месте появляется представитель федерального органа власти — член Совета Федерации Валерий Пономарев. Он является совладельцем «Океанрыбфлота», одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатки.
Самый богатый депутат Госдумы Григорий Аникеев в прошлом году задекларировал более 2 млрд рублей. В его активах — владимирская ABI Group, занимающаяся мясопереработкой и девелопментом.
Далее следуют еще несколько депутатов из регионов, первый губернатор в рейтинге появляется лишь на десятом месте. Это глава Брянской области Александр Богомаз, семья которого занимается сельским хозяйством.
В рейтинг также вошли многие влиятельные на федеральном уровне фигуры: вице-премьер Юрий Трутнев, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, индустриальный директор госкорпорации, экс-министр обороны Анатолий Сердюков, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и другие.
На основе этого списка Forbes также составил лонг-лист богатейших представителей органов власти, в который вошли 460 человек. Эксперты журнала проанализировали декларации за 2018 год о доходах военнослужащих, а также сотрудников МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры, Росгвардии и других силовых ведомств. Издание представило галерею из семи силовиков, чей семейный доход в прошлом году составил не менее 40 млн рублей.
Первую строчку занял замглавы Минобороны России Тимур Иванов, наделенный полномочиями расквартирования, управления имуществом и строительства. Семейный доход замминистра составляет около 137 млн рублей, личный — 13,5 млн рублей. До прихода семь лет назад под руководство Шойгу Иванов входил в состав правления «Интер РАО ЕЭС» и возглавлял Российское энергетическое агентство. Большую часть денег в семью принесла его жена — предпринимательница Светлана Захарова.
Второе место занял еще один замминистра обороны России Алексей Криворучко с семейным доходом в 119 млн рублей. Это же и его личный доход. До того, как войти в команду Шойгу, Криворучко работал на руководящих должностях в «Аэрофлоте», «Рособоронэкспорте», «АвтоВАЗе», восемь лет возглавлял «Аэроэкспресс», а с 2014 по 2018 годы был гендиректором концерна «Калашников».
Третий в списке — директор Федеральной службы охраны Дмитрий Кочнев с семейным доходом в 100 млн рублей и личным доходом в 11,5 млн рублей. Его жена Марина Медведева — член правления и управляющий директор компании «Сибур».
На четвертом месте с доходом в 88,5 млн рублей назначенный менее года назад врио директора департамента аудита госконтрактов Минобороны Роман Гуда. Финансист по образованию, он в последние годы был топ-менеджером «Аэроэкспресса» и концерна «Калашников».
Пятый в списке — первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов с семейным доходом в 85 млн рублей. Шестая строчка досталась заместителю начальника одного из отделов Управления планирования и организации служебной деятельности Государственной фельдъегерской службы Сергею Савину. Его семейный доход в прошлом году составил 83 млн рублей.
Седьмое место занял врио начальника Главного центра инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН Геннадий Лихачев. Его доход составил 41 млн рублей.
Задекларированные доходы проверяют очень жестко сразу несколько ведомств и общественных структур, гораздо более подозрительным выглядит, когда силовики декларируют только зарплату, отметил руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— Когда силовики декларируют свои доходы, доходы своей семьи, не свои доходы (у них доходы — только заработная плата) или доходы, которые они получают за счет того имущества, которое было ранее приобретено, это нормально. Самое страшное, когда миллиарды не декларируют. Все эти доходы можно объяснить, это же доход семейный. У кого-то жена занимается бизнесом, бывает такое. Этот бизнес уже проверен, скорее всего, есть декларация на предмет наличия конкретных интересов. Все, что сегодня находится в легальной сфере, это уже в основном проверено и перепроверено соответствующими государственными службами и различными общественными организациями и структурами. То, что у нас, судя по последним делам, подполковники и полковники в наличных хранят миллиарды — это другая история. Они как раз декларируют копейки. Вот это история, с которой могут очень долго бороться и очень долго выяснять.
— А эта история, когда, как вы говорите, бизнес жены может быть проверен, насколько, на ваш взгляд, она действительно чистая?
— Абсолютно чистой ее, наверное, нельзя назвать, но по формальным признакам она проверена. Это могут быть те же самые акции, которые переданы в управление, они тоже проверены. Уровень именно таких деклараций и уровень таких декларирующих проверяется очень жестко.
По словам эксперта, чиновники сейчас легализуют все, что можно легализовать. Вопросы может вызвать лишь первичное происхождение капиталов в 1990-х годах. Кроме того, в России уже выросло целое поколение выходцев из богатых семей, и они тоже становятся чиновниками, в том числе силовых ведомств.