Мандариновая республика тянется к банановым
Лента новостей
Что общего между Абхазией и Латинской Америкой? Абхазский тренер венесуэльской сборной по боксу, неофициальный посол Сухуми в регионе. Он отвечает за политическое и экономическое сближение экспортеров бананов и мандаринов
У Абхазии в 2010 году большие надежды на Латинскую Америку. За два года Сухуми обрел в этом регионе неожиданных союзников из числа сторонников Уго Чавеса, а теперь рассчитывает и на активизацию торгового сотрудничества, в частности, по линии организации ALBA. Она объединяет исповедующих левые взгляды латиноамериканских лидеров. «Наша борьба за независимость понятна всем свободолюбивым народам, которые не зависят от политики США», — пояснил BFM.ru латиноамериканские устремления Абхазии глава МИД республики Сергей Шамба. Проводником абхазских интересов по другую сторону Атлантики является бывший министр спорта Грузии (ныне тренер венесуэльской сборной по боксу), а признание Абхазии свободолюбивые латиноамериканские народы конвертируют в щедрые кредиты от Москвы.
В сентябре 2008 года, вскоре после признания независимости Абхазии Россией, этому примеру последовала Никарагуа. По данным испанского агентства EFE, ссылающегося на неназванные российские источники, Манагуа получит за это от России многоцелевой кредит на 2 млрд долларов — колоссальная сумма для одного из самых бедных государств на континенте. Венесуэле после признания Уго Чавесом независимости Абхазии и Южной Осетии Россия выделила 2,2 млрд долларов на покупку российских вооружений. С формулировкой, будто Москва вынуждена оплачивать признание его республики экзотическими государствами, глава абхазского МИД категорически не согласен. Россия преследует собственные интересы: например, от Венесуэлы взамен на поставки оружия она получила выгодные предложения по разработке энергоресурсов, говорит Шамба.
Следующим в списке признавших Сухуми латиноамериканских стран с большой долей вероятности станет Эквадор, надеются в Абхазии. В октябре прошлого года во время визита в Москву эквадорский президент Рафаель Корреа, от которого ожидали признания двух кавказских республик, ограничился сообщением, что его страна готова рассмотреть этот вопрос, если получит соответствующие официальные просьбы. Корреа уехал без российского кредита.
Вскоре официальную просьбу о признании Абхазии в Кито привезла делегация во главе с замминистра иностранных дел Абхазии Максимом Гвинджия. В феврале, как рассказал BFM.ru Сергей Шамба, в Эквадор должна отправиться еще одна делегация из кавказской республики. «У нас положительная тенденция и хорошие ожидания», — отвечает министр на вопрос о признании Абхазии как возможном итоге этого визита.
Впрочем, источник BFM.ru в посольстве Эквадора в Москве утверждает, что там ничего не известно о предполагаемых планах признания Абхазии МИД этой южноамериканской страны. С момента визита президента Корреа в Москву никаких новых шагов в направлении признания Абхазии Эквадором, по данным источника, не предпринималось.
Мандарины, бананы и беспошлинный рай.
Абхазия в обмен на признание готова предложить новым латиноамериканским друзьям свои особые экономические отношения с Москвой. Эта республика может стать транзитной площадкой для экспорта в Россию. Москва и Сухуми готовятся подписать соглашение об отмене пошлин на границе, говорит Шамба, и это наверняка «заинтересует страны Латинской Америки, которые продают по всему миру бананы, цветы и мясо». Речь, по прогнозу главы МИД, может идти о миллиардах долларов.
Тот же Эквадор, например, не просто главный поставщик бананов в Россию; эквадорцам, как сообщал BFM.ru, принадлежит самая значительная доля на рынке всех импортных фруктов нашей страны. В структуре импорта фруктов в Россию на долю Эквадора приходится 13,44%, следующий по значению экспортер фруктов, Турция, обеспечивает 10,79%. Значительная часть эквадорских бананов в действительности является российскими, так как производится и экспортируется в Россию российскими же бизнесменами.
В конце прошлого года замглавы МИД Максим Гвинджия встретился в Каракасе с руководителями организации «Боливарианская альтернатива для Америк» (ALBA). Кроме Венесуэлы и Кубы, в нее входят Боливия, Эквадор, Доминика, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда. Эти страны выразили заинтересованность в Абхазии как перевалочном пункте при торговле с Россией, говорит Шамба.
Тренер по боксу как проводник национальных интересов.
Гарант дипломатических успехов Абхазии в Латинской Америке — бывший министр спорта Грузинской ССР, сейчас — тренер по боксу сборной Венесуэлы Заур Гваджава. У Абхазии нет своих дипломатических представительств в признавших Сухуми странах — роль посла в регионе выполняет Гваджава. «У него есть связи с руководителями разных уровней в Венесуэле», — рассказывает Сергей Шамба. Гваджава, работавший тренером на Кубе, а потом перебравшийся на материк, готовил почву для визита абхазской делегации в Никарагуа, Венесуэлу и Эквадор, где к дипломатической работе тренера относятся с пониманием. «Многие дипломаты, политики и лидеры государств — бывшие спортсмены, в этом нет ничего плохого» — говорит Шамба.