16+
Среда, 30 сентября 2020
  • BRENT $ 40.56 / ₽ 3150
  • RTS1178.51
24 июля 2019, 10:57 Политика

«Воздушное хулиганство» или провокация? Инцидент над Японским морем привел к обмену обвинениями между Москвой и Сеулом

Лента новостей

Стороны предоставили противоречивые описания того, что именно произошло. Говорится о разных моделях самолетов, о разных локациях, и то ли просто об опасном маневрировании, то ли о сотнях предупредительных выстрелов

Российский самолет радиолокационного обнаружения А-50.
Российский самолет радиолокационного обнаружения А-50. Фото: Минобороны Японии/Reuters

Военные Южной Кореи 23 июля заявили, что российский самолет утром дважды пролетел у восточных островов Токто в Японском море. Истребители выпустили по нему сигнальные ракеты и совершили предупредительные выстрелы.

Версия Москвы: два российских стратегических ракетоносца Ту-95МС и два китайских бомбардировщика Xian H-6, построенные на основе советских Ту-16, проводили первое в истории совместное патрулирование над Южно-Китайским и Японским морями. Над нейтральными водами к российским самолетам приблизились два южнокорейских истребителя F-16, которые, как считают в российском Минобороны, «совершили непрофессиональные маневры, создавая угрозу безопасности». Никакого предупредительного огня, по версии ведомства, не открывалось.

В Сеуле описывают совсем другую ситуацию. Как утверждается, совместный российско-китайский патруль зашел в так называемую «зону опознавания ПВО» Южной Кореи. Это пространство, в котором страна требует идентификации пролетающих самолетов. Москва этого не отрицает, но и не признает исключительное право Сеула на территории. Но главная проблема, по мнению Южной Кореи, была не в бомбардировщиках. В сообщении южнокорейского Минобороны говорится о пятом самолете, который изначально выпал из повестки российской прессы, — радиолокационном А-50. Якобы он описывал круги над Японским морем, заходя в воздушное пространство Южной Кореи. На первом пролете его предупредили, а когда предупреждения были проигнорированы, F-16 выпустили тепловые ловушки и сделали несколько выстрелов. На втором пролете по курсу самолета была выпущена целая очередь, и якобы только после этого А-50 изменил курс.

Действия Сеула анализирует военный эксперт Алексей Леонков.

Алексей ЛеонковАлексей Леонков военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» «Если применяли стрелковое оружие и предупредительные выстрелы делали, это говорит о том, что нарушитель, если б такой был, вторгнувшись в воздушное пространство Южной Кореи, игнорировал предупреждение со стороны наземных служб и предупреждения со стороны авиации. Если пилот игнорирует, тогда они делают предупредительные выстрелы по курсу самолета, показывая ему, что он перешел все черты. В следующий раз его собьют, если он не изменит курс. Но я думаю, что, скорее всего, этого не было, то есть вопрос номер два: зачем Южная Корея публикует подобного рода материалы?»

Вне зависимости от того, было ли нарушение вообще, дипломатический конфликт состоялся. Сеул требует от Москвы извинений за инцидент, российский МИД отвечает нотой протеста и обвиняет южнокорейских пилотов в «воздушном хулиганстве». Параллельно подключился официальный Токио — там вообще считают южнокорейские острова, над которыми произошел инцидент, японскими, и поэтому, мол, вообще нечего тут летать. Если предположить, что российский А-50 действительно зацепил крылом воздушное пространство Южной Кореи, могла ли это быть случайность? Рассуждает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Виктор МураховскийВиктор Мураховский главный редактор журнала «Арсенал Отечества» «Случайное, конечно нарушение, хотя здесь важно еще определение точности координат, положение воздушного судна, независимо от того, что это гражданский самолет, военный или беспилотник. Но мы уже видели на недавнем примере в Персидском заливе, как, думаю, непреднамеренно американский беспилотник вошел в воздушное пространство Ирана и был сбит. Много факторов технических, навигационных, которые могут привести к входу в воздушное пространство иностранного государства».

Инцидент произошел на фоне азиатского турне советника Дональда Трампа по нацбезопасности и чуть ли не главного ястреба в Вашингтоне Джона Болтона. В понедельник, 22 июля, он находился в Токио, а во вторник, 23 июля, прибыл в Сеул — под рокот дипломатической кононады. Возможно, как пишет ВВС, Россия и Китай таким образом решили подчеркнуть свою воздушную кооперацию и поиграть на нервах ключевого союзника США в Азии. Альтернативная версия — это, напротив, попытка поссорить Москву и Сеул, куда южнокорейский лидер Мун Чже Ин в прошлом году пригласил Владимира Путина.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию