16+
Среда, 21 августа 2019
  • BRENT $ 60.11 / ₽ 4002
  • RTS1264.59
12 августа 2019, 16:27 Компании

На что рассчитывают инвесторы? Uber и Lyft сообщили об убытках

Лента новостей

Агрегаторы такси отчитались об убытках, что, конечно, неприятная новость как для водителей, так и для инвесторов. Чем закончится борьба конкурирующих компаний и чья стратегия окажется выигрышной?

Фото: Zuma\TASS

На прошлой неделе два конкурента на рынке такси — компании-агрегаторы Uber и Lyft — поделились новостями, неприятными как для водителей, так и для инвесторов. Так, прошлый квартал принес Uber самый большой убыток за всю историю компании: 5,2 млрд долларов по сравнению с 878 млн долларов годом ранее. В то же время чистые убытки Lyft повысились со 178,9 млн долларов во втором квартале 2019 года до 644,2 млн долларов за аналогичный период текущего года.

По словам генерального директора Uber Дары Хосровшахи, нынешний год и должен был принести компании самые большие убытки, однако уже в 2020 и 2021 годах потери снизятся.

Конечно, капитализация компаний разная, и убытки следует оценивать по-разному. Lyft начал работу в США только семь лет назад, а Uber уже справляет десятилетний юбилей. После того как в мае Uber вышел на IPO, его капитализация составила 62 млрд долларов. Цифры у Lyft гораздо скромнее. Размещение акций было раньше, чем у Uber — в марте, и тогда капитализацию компании оценили в 24 млрд долларов. Учитывая разные объемы, убытки Uber оказываются на порядок больше.

Негативные показатели связаны с тем, что перевозчики сильно субсидируют свои тарифы, чтобы расширить клиентскую базу и обыграть друг друга и прочих конкурентов. Поэтому, говоря о потерях, обе компании как мантру повторяют заявления об увеличении числа клиентов. Здесь играет роль и ценовая политика компаний, которая может выйти им боком, считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский

Иван Андриевский председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» «Демпинг довольно часто используется как оружие в конкурентной борьбе, чтобы расширить свою долю на рынке или целенаправленно ударить по какому-то конкуренту. Но в таких простых и понятных условиях, которые существуют давно, как извоз, демпинг приводит к тому, что изматывает сразу несколько сторон, которые участвуют в этот процессе. В итоге необратимые разрушения могут получить обе стороны или несколько сторон, конкурирующие в этом вопросе, а на их костях будет какой-то другой игрок».

Еще одна технология, которая может обеспечить лидерские позиции одной из компаний, — беспилотные такси. Один из основных акционеров Lyft — General Motors — был привлечен как раз для развития этой технологии. Но Uber со своими беспилотниками снова впереди. Два года назад компания представила свои концепты, которые хочет реализовать уже в 2020 году. Концерн Toyota выделил 500 млн долларов для создания системы безопасности, а японский SoftBank, став крупнейшим акционером Uber, вложил более 2 млрд долларов в разработчика автопилота Cruise.

Аналитики говорят, что за беспилотниками будущее. По подсчетам Markets and Markets, коммерческий рынок таких услуг во всем мире ждет бурный рост: к 2025 году его объем обещает превысить 63 млрд долларов. При этом каждый год он будет увеличиваться более чем на 50%.

Видимо, в это верят и акционеры. Когда Lyft вышла на рынок Nasdaq в конце марта, ее акции за первую торговую сессию подскочили почти на 9%, несмотря на почти миллиард долларов убытков за прошлый год. Такая реакция говорит о конкретных настроениях инвесторов. Они надеются, что игрок, который первым внедрит беспилотные технологии, сорвет джекпот, считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «Уже совершенно недалекое будущее — это интеграция таксомоторного бизнеса с другими видами транспорта. Например, поездки, которые предполагают частичную перевозку на такси, частичную перевозку на аэроэкспрессе, частичную перевозку на других видах транспорта. Безусловно, недалекое будущее — это и автопилоты. Такси станет еще более доступным, потому что себестоимость у таксомоторных компаний снизится. Ввиду того что конкуренция в этом бизнесе достаточно высокая, снижение себестоимости приведет к тому, что снизится и стоимость услуг для пользователей таксомоторных компаний».

Конечно, российские масштабы не идут ни в какое сравнение с американскими, в том числе и по части беспилотников. Если в США их внедрение — это, судя по всему, вопрос завтрашнего дня, то когда это может произойти в России, совершенно непонятно. В этом направлении работает только «Яндекс».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию