Евгений Коган об IPO Saudi Aramco: «В мире денег много, дураков еще больше»
Лента новостей
Руководство компании, НПЗ которой в сентябре пострадали от атаки дронов, ожидает интереса инвесторов со всего мира
Саудовский регулятор финансового рынка одобрил первичное размещение акций Saudi Aramco. По данным Reuters, после IPO на саудовской бирже его могут провести и за рубежом. Saudi Aramco намерена разместить 1% своих акций в этом году и еще 1% — в 2020 году. Всего компания хочет вывести на биржу до 5% своих акций. Старт сбора заявок от инвесторов ожидается 4 декабря, а начало торгов — 11 ноября.
Ранее наследный принц Саудовской Аравии прогнозировал, что стоимость компании в ходе IPO может быть оценена в 2 трлн долларов, а 5% акций — в 100 млрд долларов.
Чего ждать от размещения и кто сможет на нем заработать? Об этом Business FM спросила президента компании «Московские партнеры» Евгения Когана.
— Я скажу честно, по оценке 2 трлн долларов я бы Saudi Aramco не покупал. Есть много более интересных активов.
— Ограничит ли доступ инвесторов то, что размещение будет непосредственно на внутреннем рынке происходить?
— Лучше, конечно, когда такие вещи проходят не на внутреннем рынке, а на глобальных рынках капитала. Я считаю, что это гораздо более интересно может быть. Потому что внутренний рынок, он не для всех инвесторов, я бы даже сказал, что большое количество инвесторов этот путь видят как тупик. Я, например, в жизни не буду инвестировать на внутренние площадки Саудовской Аравии, при всем уважении к принцам.
— Будут ли российские компании принимать участие в IPO Saudi Aramco?
— Не думаю, что они сейчас будут крайне заинтересованы в IPO, тем более по таким ценам. Нам бы в свои акции проинвестировать, которые сегодня явно не настолько дороги. Так что у нас есть куда еще инвестировать. Но я думаю, что инвесторы появятся тем не менее. В мире денег много, дураков еще больше.
— Как думаете, много ли им удастся на этом заработать?
— Это зависит все-таки от того, смогут ли они разместиться или нет по такой оценке.
Российские инвесторы, возможно, примут участие в IPO Saudi Aramco, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник, напомнив, что ранее о таких намерениях заявлял, в частности, Российский фонд прямых инвестиций.
— Возможно, в каких-то партнерствах деньги РФПИ и появятся в капитале Aramco. Если капитализация будет продолжать расти, то есть это перспективные инвестиции. И опять же это не обязывающая сделка — ты купил этот пакет, ты его можешь потом и продать. Все-таки прицел на то, что нефть в стратегической перспективе будет иметь вес в энергетической структуре, за горизонтом, там, до 2040 года, как минимум. Поэтому учитывая запас Саудовской Аравии, учитывая их легкоизвлекаемость, роль Саудовской Аравии как регулятора, — все это позволяет рассчитывать на рост стоимости того пакета, который будет приобретен. С другой стороны, прозрачности никакой, но оценки пока что формальные, и как дальше, будут ли они становиться прозрачными, это тоже вряд ли.
— Само IPO разогреет цены на нефть?
— Видимо, на новостях уже предстоящего IPO Aramco в пятницу цены несколько прибавили. В определенной степени такое событие будет как-то коррелировать с биржами, но это опять же в пределах нескольких дней, может быть, часов. Это, конечно, не событие геополитического толка, когда рост цен может достигать, как минимум, 10%.
До сих пор присутствие иностранцев в Саудовской Аравии было крайне ограничено, и IPO может стать для крупных нефтяных компаний входным билетом на этот рынок, считает учредитель и гендиректор Eurasia Oil Services Жан Жанюар, работающий на Ближнем Востоке более 10 лет.
Жан Жанюар учредитель и гендиректор Eurasia Oil Services «Saudi не пускала иностранные компании к своей жемчужине. По тем сообщениям, которые мы читаем в прессе, будут проданы от 1% до 2% капитала компании Saudi Aramco. Это не очень много, мягко говоря. Это чисто для того, чтобы просто зайти и купить себе входной билет. Saudi Aramco — это сердце страны, это все. Это те главные органы всего королевства. Поэтому вопрос о том, будут ли иностранные компании ограничены тем, что выпускают эти акции только на внутренний рынок, ну, я не думаю, потому что эти компании не волнует, на каком рынке купить акции. Я думаю, что это действительно входной билет, я думаю, что пойдут на это крупные инвесторы. Это не приватизация, в которой будут участвовать частные лица, это IPO, в котором будут участвовать крупные инвесторы — это Exxon, Total, может, «Лукойл», может «Роснефть», учитывая партнерство между РФ и Королевством Саудовская Аравия».
Саудовский наследный принц бен Салман впервые объявил о планах первичного размещения акций Saudi Aramco еще в 2016 году, но с тех пор оно несколько раз переносилось.