16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8136
  • RTS1173.69
6 ноября 2019, 05:28 Общество

Помогут ли вытрезвители в борьбе с «пьяными» преступлениями? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Дума в первом чтении одобрила законопроект о воссоздании в России вытрезвителей. Авторы документа указывают на рост числа преступлений, совершенных людьми в состоянии алкогольного опьянения

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Дума приняла в первом чтении законопроект о воссоздании вытрезвителей в России, сообщает РИА Новости. Предусматривается возможность создания спецучреждений для выпивших людей на основании государственно-частного партнерства. Также будут внесены изменения в закон «О полиции», и полицейские получат право доставлять граждан в вытрезвители.

В качестве причины воссоздания вытрезвителей авторы законопроекта указывают рост числа преступлений, совершенных лицами в состоянии опьянения. В 20 регионах уже есть такие учреждения, они созданы на базе либо медицинских, либо социальных или иных госучреждений. Поможет ли это решению поставленных задач по борьбе с «пьяными» преступлениями?

Иногда кажется, что где-то сидят люди во власти, которые перебирают, как четки, советский опыт и спрашивают сами себя: «А что мы еще не восстановили из советской практики? Надо бы восстановить». Вне зависимости от того, положительным или отрицательным был этот опыт. Видимо, он сам по себе считается сакральным. И вот дошла очередь до вытрезвителей.

Вообще-то, они появились в России еще до революции. Первый, в Туле, назывался «Приютом для опьяневших» и имел главной целью медицинскую помощь в вытрезвлении. Там было даже отделение для детей пьяных, чтобы не остались без надзора. Такие заведения считались благотворительными и содержались исключительно за счет городской казны. Это не было наказанием, а было помощью.

В советское время вытрезвители сначала тоже были в ведении медиков, однако в 1940 году они по приказу Берии были отданы в ведение НКВД. Советские вытрезвители с самого начала служили как минимум «воспитательным» целям, а с передачей их НКВД они, по сути, стали карательными институтами. На первый план вышла не столько функция протрезвления, сколько наказания за «антиобщественное поведение».

Людей подчас обливали холодной водой, раздевали догола, били и обирали, а также унижали иными способами. Как правило, сообщали на работу для принятия дальнейших мер воздействия, а еще брали «за услуги» до 25 рублей. По тем временам это могло достигать 15-20% зарплаты.

Сейчас заговорили о частно-государственном партнерстве. Это значит, пахнет деньгами. Создается тем самым объективная заинтересованность тех же региональных властей, у которых не так много источников пополнения казны, в повышении доходов от вытрезвителей, а то и прибыли.

А у полиции может возникнуть мотивация составить некий «план по задержаниям», как это было, собственно, в советское время, когда патрули дежурили у ресторанов, а угроза доставить в вытрезвитель человека выпившего, но вполне адекватного была формой вымогательства. Есть опасения, что чем больше будет прав у полиции по этой части, тем больше будет злоупотреблений, а также угроз для здоровья тех, кому нужна, помимо вытрезвления, еще и медицинская помощь.

В тех немногих странах, где есть вытрезвители, например в Польше, Швеции, Казахстане, Белоруссии и даже Великобритании, как правило, эти заведения находятся в ведении медиков. В Великобритании есть даже передвижные вытрезвители, где клиенту, находящемуся под наблюдением врачей, положена койка, одеяло и время, чтобы прийти в себя. Кстати, услуги пока бесплатны, как и вся британская система здравоохранения.

Среди российских специалистов нет единого мнения о надобности и об эффективности вытрезвителей вообще. Медики сетуют на то, что минимум процентов десять, а то и больше мест в отделениях скорой помощи занимают те, кому надо просто протрезветь. Хотя есть и те, кому объективно нужна именно медицинская помощь в выведении из токсикологического отравления.

С другой стороны, тому, кто буянит в пьяном виде, место совсем не в медучреждении, а в полиции. Но и там с ним все равно нечего делать, пока не протрезвеет. А вот с чем вытрезвители никогда не могли справиться, так это с самим пьянством и, соответственно, с ростом числа «пьяных» преступлений.

В идеале, возможно, стоило бы вернуться к дореволюционной практике, когда вытрезвители выполняли именно функции помощи. В наше время затем таким людям можно предложить пройти курс лечения от алкоголизма. Который, как утверждают специалисты, бывает эффективен, лишь когда сам алкоголик осознанно и добровольно хочет избавиться от пагубной привычки.

Нет ничего зазорного и в том, если в разных регионах будет разное законодательство касательно вытрезвителей, раз уж мы федеративное государство. Пока ведь никто детально не проанализировал опыт тех 20 регионов, где уже имеются такие именно медицинские, а не полицейские по своему профилю учреждения. Если же опять отдать все на откуп полиции, это лишь увеличит число поводов для произвола. А то их у нас мало, можно подумать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию