16+
Среда, 11 декабря 2019
  • BRENT $ 63.95 / ₽ 4063
  • RTS1462.89
19 ноября 2019, 02:09 Общество

Превратится ли черная пятница в зеленую? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Британские производители, продавцы одежды и ретейлеры обратились к покупателям со странным призывом — не усердствовать с покупками в дни массовых распродаж

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Более трехсот британских производителей и продавцов одежды, а также ретейлеров обратились к покупателям с необычной просьбой в канун так называемой черной пятницы. Так называют дни массовых распродаж, которые наступают после американского Дня благодарения — в этом году 29 ноября.

Британских покупателей просят не поддаваться всеобщему ажиотажу под воздействием скидок и не делать лишних покупок. Логика лозунга «Давайте сделаем черную пятницу снова зеленой» заключается в том, что излишнее потребление, а стало быть производство, наносит вред окружающей среде. Насколько такой призыв обоснован и прислушаются ли люди к нему?

Возможно, британские предприниматели, обратившись к покупателям с необычным призывом меньше покупать, прониклись речами шведской экологической активистки Греты Тунберг. Возможно, сказывается традиционный британский консерватизм. Ведь американская традиция устраивать «черную пятницу» с массовыми распродажами пришла на Туманный Альбион лишь в 2010 году.

Однако вряд ли призывы начать борьбу с «избыточным перепроизводством» найдут много последователей. Во-первых, современный человек падок на скидки. Во-вторых, вся экономика в развитых странах основана на кейнсианской доктрине, согласно которой потребительский спрос является важнейшим двигателем роста. По результатам «черной пятницы» судят о состоянии экономик развитых стран в целом.

Особенно чутко к этому присматриваются в Америке. Некоторые ретейлеры именно в эти дни делают чуть ли не годовую выручку. Только лишь в США в прошлом году 165 млн человек закупались онлайн или в магазинах, иногда доходило до драк перед открытием торговых центров. Средний чек составил 313 долларов против 335 долларов в 2017 году. Общий объем продаж в прошлом году превысил 720 млрд долларов.

Российские покупатели выступили скромнее. Во-первых, объемы рынка не те. Во-вторых, традиция таких распродаж пришла в Россию лишь недавно. Тем не менее планку распродаж более чем в 50 млрд рублей россияне в прошлом году взяли. Более чем на 15 млрд было совершено онлайн-покупок.

Под магическим воздействием скидок люди часто действительно покупают то, что им не очень-то и нужно. Для осознания этой истины даже не надо обращаться за советом к британским ученым. К примеру, среднестатистический гардероб американской женщины насчитывает более 100 предметов. За 80 лет жизни она потратит на шмотки не менее 125 тысяч долларов, купив более трех тысяч предметов одежды, 145 сумочек, 185 платьев и более 270 пар обуви. Для молодежи прогноз неблагоприятный. Те, кому сейчас до 25 лет, потратят на шмотки за жизнь уже 200 тысяч долларов.

Люди постарше могут вспомнить, что еще в 1980-е годы можно было встретить холодильник или даже миксер, которые служили десятилетиями. Однако сегодня производители, будучи заинтересованными в росте объемов продаж, буквально заставляют нас покупать больше. Они сознательно сокращают срок службы товаров так называемого длительного пользования.

Сегодня средний срок службы холодильника не прежние 20-30 лет, а 13, посудомоечной машины — девять лет, как и микроволновки. Каждые десять лет средний срок службы стиральной машины сокращается на три года и сегодня уже не превышает семи лет, тогда как еще в конце ХХ века можно было встретить такие машины европейского производства со сроком службы до 40 лет. Да и советские стиральные машины служили порой двум поколениям.

Средний срок службы лэптопа приближается к двум годам, а за пять лет он у вас наверняка умрет без права на починку. Смартфоны меняют раз в два-три года. Все эти товары стоят намного дешевле своих «долгоиграющих» предков. Но если теперь этот процесс каким-то чудом остановить, то встанет вся современная экономика, заточенная именно на рост потребительского спроса.

В России по-своему проще. Экономические власти никогда не рассматривали потребительский спрос как главный двигатель экономического роста. Что, впрочем, не сказалось все равно в лучшую сторону на нашей экологии. Но не только потому, что Кейнса не читали, а потому, что исторические традиции государственности в наше время выражаются в том, что главным двигателем экономического роста у нас видятся бюджетные расходы. Даже не частные инвестиции.

Кстати, в России в этом плане тоже есть своя «черная пятница». Вернее, даже целый «черный квартал». Поскольку именно на четвертый квартал традиционно приходятся наибольшие доли бюджетных расходов. Это пошло еще с советских времен: не выбрал лимиты — тебе их на будущий год урежут. Старик Кейнс нам этого не прописывал — это сугубо отечественное ноу-хау.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию