16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.21 / ₽ 8208
  • RTS1186.73
19 ноября 2019, 12:39 Право

Минюст хочет дать судебным приставам полный доступ к кредитным историям россиян

Лента новостей

Кроме того, сотрудникам ФССП могут расширить доступ к данным операторов связи. Цель — предоставить приставам больше возможностей, чтобы следить за добросовестностью коллекторов

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Обновлено в 16:20

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов могут получить полный доступ к кредитным историям россиян и данным операторов связи. Об этом сообщает РБК со ссылкой на проект поправок в закон «О кредитных историях», подготовленный Минюстом совместно с ФССП.

Цель поправок — дать приставам больше возможностей, чтобы следить за добросовестностью коллекторов. Например, чтобы они не звонили чаще, чем предписано в законе, и чтобы кредитор не накручивал проценты с должника. Сейчас операторы отказываются раскрывать детализацию звонков и сообщений, ссылаясь на тайну связи.

В настоящее время приставы имеют право получить титульную и основную части кредитной истории россиян. В них содержатся данные о самом гражданине, сумме и виде задолженности, сроках ее погашения, проведенных платежах и наличии залогов. Есть и закрытая часть в кредитной истории. Что она содержит и для чего приставам нужен доступ именно к ней, рассказывает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Кредитная история содержит четыре части: титульную, основную, дополнительную закрытую и информационную. В дополнительной закрытой части указаны пользователи данной кредитной истории, включая коллектора и выгодоприобретателя, то есть тех, кто приобрел права требования по данному кредиту. Далее уже можно контролировать правомочность действий этих коллекторов, этих лиц. Уже от операторов связи судебные приставы получают информацию, насколько часто коллекторы взаимодействовали, звонили должнику, не была ли слишком высокой интенсивность воздействия на должника. Перед тем как принимать соответствующие законы, надо, конечно, семь раз отмерить. Не факт, что будет большая польза от подобной новации, именно как раз из-за угрозы неправомерного использования этих данных. Безусловно, доступ к новым очень широким, важным массивам информации — это получение новой власти, и в условиях высокой коррупционности, понятно, что это может быть использовано не только во благо, но и во вред».

Генеральный директор коллекторского агентства «Эксперт-финанс» Денис Герасименко поправки приветствует.

— Сейчас все то же самое, только они запрашивают это все у самого коллектора. Они смогут это все проверять сами, это ускорит процессы, и, возможно, в каких-то разбирательствах коллектору меньше придется тратить время на то, чтобы продолжать взыскание с недобросовестного должника. Никакой проблемы не вижу, наоборот, только хорошо.

— Каков контроль сейчас, помимо судебных приставов, которые могут обратиться? Как еще сейчас вашу деятельность контролируют?

— Да со всех сторон. И со стороны правоохранительных органов, и со стороны прокуратуры — все кому не лень.

— Исходя из вашей повседневной практики, кто чаще всего контролирует?

— Конечно, служба судебных приставов. В службе судебных приставов день ото дня ведутся переговоры по обращениям должников.

— Это делают должники, жалуются?

— Конечно. Представьте себе человека, который не хочет отдавать долг, что он будет делать? Вы ему позвоните и попросите вернуть задолженность, естественно, он позвонит тем, кто будет его защищать, и будет жаловаться.

— Требования о том, чтобы совершать звонки не более двух раз в день и не более 16 раз в неделю, кто из агентств выполняет?

— Большинство агентств. Сейчас с должниками никто особенно переговоры не ведет. Мы взыскиваем в большинстве случаев через суд. В каком варианте телефонный разговор с должником может принести какую-то пользу? Когда только-только произошла уступка права требования и производится прозвон по портфелю, дабы выяснить намерения должников, будут они платить, не будут платить, согласны они на сумму, не согласны, а дальше, если человек тебе говорит, что не будет платить, звони ему хоть 30 раз в день, какая разница, он так и не будет платить. Смысла названивать нет, все перешли в судебную стадию.

— Этот законопроект призван контролировать приставов с точки зрения пеней, накруток, дополнительных процентов, которые коллекторские агентства якобы незаконно делают.

— Коллекторское агентство вообще не может ничего накладывать. Только по суду. А это изначальные кредиторы — МФО, банки — и пени, и штрафы накладывают. Когда коллекторскому агентству передается дело, договор уже расторгнут, если это продажа. Если это агентское взыскание, то есть коллекторы выступают в качестве агента для банка, то тот банк или МФО выставляют пени, штрафы и проценты.

Партнер юридической фирмы FMG Group Михаил Фаткин не уверен в эффективности поправок.

Михаил Фаткин партнер юридической фирмы FMG Group «В случае если будет соблюдена процедура получения данной информации через судебное решение, то вопросов никаких нет. Но дальше возникает вопрос: в рамках чего они будут получать? У них административное разбирательство идет, у них нет уголовного дела, а у нас имеются некоторые ограничения в порядке по получению подобной информации. В этой связи я считаю, что все эти мероприятия, законопроекты будут достаточно низкоэффективные. Но самое главное, они не помогут найти злоумышленников никоим образом, потому что злоумышленники будут звонить не со своих телефонов, пользоваться подменой номеров телефонов, пользоваться VPN — всем чем угодно, но только не официальными номерами, которые будут оформлены на их организацию, что позволит судебным приставам их выявить и наказать именно коллекторскую организацию. Гора в очередной раз родит мышь».

У сотрудников ФССП нет контрольных полномочий в отношении нарушающих закон и не состоящих в госреестре россиян, поэтому у них недостаточно доказательств правонарушений со стороны взыскателей. Не будет ли злоупотреблений со стороны самих судебных приставов? Случаев утечки личных данных россиян за последнее время становится все больше. Ситуацию комментирует генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин:

Дмитрий Жданухин генеральный директор Центра развития коллекторства «Технически это здравое, разумное решение. К сожалению, служба приставов не самая высокооплачиваемая в России, а именно проблема низкой оплаты как в государственном, так и в частном секторе служит основой для многочисленных скандалов с утечкой данных в последнее время. С другой стороны, надо понимать, что ответственность у приставов выше, чем у работников банков или просто каких-нибудь сотовых операторов, которые продают такие данные. Поэтому мне кажется, что большого всплеска злоупотреблений, конечно же, не будет».

Число заемщиков, у которых есть просрочка по кредитам более трех месяцев, выросло с начала года на 4%: банкам не платит каждый четвертый. Всего таких должников десять миллионов. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, почти две трети заемщиков не выплачивают кредит вовремя из-за финансовых сложностей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию