16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.54 / ₽ 8180
  • RTS1173.68
3 декабря 2019, 14:00 Политика

Путин заявил об угрозе НАТО для России и раскритиковал «блоковое мышление» Запада

Лента новостей

Лидеры стран блока накануне 70-летия альянса также делают громкие заявления, а в прессе появляются провокационные публикации

Фото: EPA/ТАСС

Обновлено в 21:05

Президент России Владимир Путин на фоне проходящих в Лондоне мероприятий по случаю 70-летнего юбилея Североатлантического альянса заявил, что «стереотипам прошлых лет» нет места в современном мире, а Москва неоднократно и безуспешно предлагала НАТО взаимовыгодное сотрудничество. Расширение альянса Путин считает «одной из потенциальных угроз» российской безопасности:

«Сейчас, как известно, Советского Союза нет, нет и Варшавского договора, то есть военного пакта, который был создан в ответ на создание НАТО, но НАТО не только существует, но и развивается. В момент его создания в альянс входили 12 государств, сейчас уже 29, а совокупные военные расходы стран альянса — более чем 70% общемирового объема военных расходов. Блоковые стереотипы мышления прошлых лет не могут быть хорошим инструментом для поиска и принятия эффективных решений в условиях быстро, стремительно меняющихся условий современного мира. Мы не раз делали шаги навстречу альянсу, пытались предложить конструктивную повестку, было проведено несколько совместных мероприятий, однако после 2008 года наше сотрудничество было фактически свернуто, поскольку альянс действовал в отношении России некорректно, если не сказать грубо, без всякого учета интересов РФ, имею в виду предложенное нами партнерское взаимодействие. Тем не менее рассчитываю все же, что интересы общей безопасности, стабильного и мирного будущего планеты возобладают. Сегодня мы обязаны исходить из того, что расширение НАТО, развитие его военной инфраструктуры вблизи российских границ — это одна из потенциальных угроз безопасности нашей страны. Поэтому, возвращаясь к повестке совещания, отмечу, что мы уделяли и будем уделять техническому переоснащению страны самое пристальное внимание».​

В конце ноября — за несколько дней до юбилейного саммита НАТО — агентство Reuters со ссылкой на источники писало, что Турция отказывается поддерживать план обороны НАТО для Польши и других стран Балтии. В Анкаре это объясняют ответом на нежелание США и других стран альянса утвердить новую редакцию плана обороны Турции и признать террористической организацией действующие в Сирии курдские Отряды народной самообороны.

Перед вылетом в Лондон турецкий президент Реджеп Эрдоган заявил, что Москва — один из главных партнеров Анкары вне зависимости от членства Турции в НАТО. При этом в преддверии саммита СМИ растиражировали расследование стокгольмской организации Nordic Research Monitoring Network, в котором говорится, что в 2015 году Эрдоган лично отдал приказ сбить российский истребитель Су-24.

В преддверии саммита СМИ вспомнили заявление Макрона, что у НАТО «смерть мозга». BBC цитирует твиты Трампа о том, что «НАТО устарела, а европейцы нахлебничают». Кроме того, обсуждается информация, согласно которой британский премьер Борис Джонсон не хочет общаться с Трампом во время его визита в Лондон.

Сам Трамп, прилетев в Лондон, дал отповедь Макрону. На встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом американский лидер заявил, что такие высказывания о «смерти мозга» «оскорбительны для стран НАТО и не соответствуют положению дел». Президент США также отметил, что «никто не нуждается в НАТО больше, чем Франция».

«Я слышал о том, что президент Макрон сказал, что у НАТО «смерть мозга». Это очень оскорбительно, и я думаю, это очень жесткие слова в отношении 28 стран. Я думаю, что во Франции сложное экономическое положение, высокий уровень безработицы, они начали облагать налогами производителей из других стран, мы также планируем ввести налоги на их товары. Посмотрите, что происходит с «желтыми жилетами», у них очень непростой год. Поэтому нельзя вот так просто делать такие заявления, это очень неуважительно».

Кроме того, Трамп обвинил ЕС и Францию в несправедливых торговых мерах, сказал, что у США нет определенного дедлайна по заключению торговой сделки с Китаем, и выступил за постоянный диалог НАТО с Россией. Он подчеркнул, что США, как и Россия, хотят заключить соглашение о контроле над вооружениями, но с участием Китая. В то же время Трамп не преминул уколоть Германию, которая расходует на НАТО лишь чуть более 1% ВВП, в отличие от США, которые тратят свыше 4%, притом что ВВП ФРГ намного меньше американского.

Столтенберг заявил, что НАТО будет искать способы решить ситуацию с покупкой Турцией у России комплексов С-400. Трамп заметил, что Анкара получила огромные проблемы с поставками F-35, и им, возможно, придется обращаться за самолетами к России или Китаю.

Можно ли говорить об атлантической солидарности? Комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Андрей КортуновАндрей Кортуновгенеральный директор Российского совета по международным делам«Наверное, не будет преувеличением сказать, что НАТО подходит к своему юбилею в состоянии довольно глубокого кризиса. В каком-то смысле можно сказать, что НАТО стало заложником своего собственного успеха, поскольку такое расширение случилось, когда НАТО создавалось. Было 12 членов, сейчас 29, и, наверное, будет больше в ближайшие годы. Такое расширение уже создает потенциальные сложности, поскольку разные члены имеют разные приоритеты, постепенно их интересы расходятся, и найти здесь общий знаменатель становится все труднее. Плюс к этому меняющиеся отношения сил и в мире, и внутри союза. Мы видим, как настойчиво Трамп пытается изменить пропорции вкладов в НАТО. Но ведь если европейцы действительно будут вкладывать больше, тогда они и потребуют больших прав. Россия, может быть, и кажется вызовом, но не основным. Их гораздо больше беспокоят проблемы международного терроризма, проблемы, касающиеся незаконных миграций. Проблем много, я не могу сказать, что блок НАТО находится на пороге смерти. Все-таки юбилей есть юбилей. На юбилейных торжествах не очень принято выяснять отношения, выступать с обвинениями в адрес друг друга, поэтому я думаю, что здесь правила приличия, скорее всего, будут соблюдены и, наверное, все стороны поумерят свою риторику ради праздника. Но понятно, что никто не должен обманываться всеми этими речами и атмосферой взаимного восхищения. Проблемы существуют. К сожалению для НАТО, проблемы либо не решаются, либо решаются слишком медленно, поэтому, мне кажется, центробежная тенденция внутри блока, по крайней мере в ближайшем будущем, скорее будет возрастать, чем снижаться».

Считает ли Кремль, что слова Макрона о «смерти мозга» НАТО свидетельствуют о каких-то сдвигах внутри альянса, а урезание администрации Трампа выплат НАТО — о том, что и США теряет интерес к этому альянсу? Комментарий пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова:

— Вы знаете, это не наше дело. Наше дело, когда альянс угрожает безопасности Российской Федерации. Давайте не забывать, что этот альянс — это продукт эпохи конфронтации, холодной войны. Российская Федерация никогда не хотела, чтобы эта эпоха возвращалась. Но альянс, который был создан и заточен под идеологию конфронтации, конечно, ничего другого, по идее, нести не может. В этом плане, конечно, мы с большим вниманием наблюдаем за тем, что происходит внутри альянса. Что касается отмирания частей тела, то это не наш вопрос.

— Как Кремль оценивает заявление Эрдогана, что дружба с Москвой не мешает быть в НАТО? Плюс появилась информация о том, что Эрдоган сам отдавал приказ об ударе по российскому истребителю Су-24.

— Эта информация достаточно обезличенная: непонятно, откуда она взялась, непонятно, насколько можно считать эту информацию достоверной. Это первое. Мы ориентируемся на заявления, в том числе и на публичные, турецкой стороны о том, что другие люди давали команду на уничтожение российского самолета. Второе: многоплановые дружественные отношения с Россией никогда не были и не могли быть препятствием для других стран в осуществлении ими отношений партнерства в других направлениях. Об этом никогда не было и не могло идти речи. Поэтому все страны суверенные, все в первую очередь заботятся о своих собственных интересах — то же самое делает и Россия — и ищут сотрудничества там, где оно возможно и взаимовыгодно.

О перспективах отношений России и НАТО рассуждает член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков.

Сергей Судаков член-корреспондент Академии военных наук «Говорить о том, что сейчас Россия может разрабатывать какие-то совместные договоры с НАТО, настолько преждевременно, что я бы даже об этом не говорил. Объективно сейчас ни о каких договоренностях по ракетам средней и меньшей дальности говорить невозможно, невозможно подписание каких-либо даже предварительных договоров с НАТО. Проблема в том, что у России попросту нет диалога с НАТО, нет понимания того, что у нас могут быть какие-то общие цели, а следовательно, я полагаю, что сначала надо делать маленькие шажки. Этот маленький шажок возможен только тогда, когда мы сможем урегулировать вопрос по санкциям, сможем прийти к вопросу об урегулировании наших отношений по Украине, потому что мы видим, что категоричные позиции по Украине сменились. Последнее заявление, которое сделала канцлер Меркель, по нашему формату взаимодействия России, Украины, «нормандскому формату», она уже не говорила о том, что безоговорочно выполнение всех Минских соглашений, она говорит исключительно о том, что нужен прогресс, а вот те слова Трампа, которые прозвучали, о том, что диалог с Россией возможен… Конечно, возможен, но возможен только тогда, когда прагматичная политика и голос разума возобладают».

Вечером 3 декабря лидеры стран НАТО примут участие в приеме от имени королевы Елизаветы II.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию