16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
22 января 2010, 11:58 Финансы

Покупатели пошли в магазины без кредиток

Лента новостей

Рецессия привела к тому, что европейские потребители стали все чаще использовать дебетовые карты для оплаты своих расходов, а не наращивать свои долги по кредитным картам

Транзакции по дебетовым картам выросли за прошедший 2009 год на 10%. Фото: db.com
Транзакции по дебетовым картам выросли за прошедший 2009 год на 10%. Фото: db.com

Транзакции по дебетовым картам выросли за прошедший 2009 год на 10%, по данным компании Visa Europe. Общие расходы по картам в магазинах составили 746 млрд фунтов стерлингов (более 1,21 трлн долларов), что на 3,7% больше расходов в 2008 году, пишет The Daily Telegraph. Самым интенсивным днем для покупок по картам Visa в Европе стало 23 декабря: потребители сделали более 27 млн транзакций на почти 2 млрд долларов — это на 28% больше 2008 года.

Рецессия привела к тому, что европейские потребители стали все чаще использовать дебетовые карты для оплаты своих расходов, а не наращивать свои долги по кредитным картам, констатируют в Visa Europe. Кроме того, все больше потребителей не желает платить сборы за операции по кредиткам. Обычные ритейлеры не могут взимать такие сборы, однако по-прежнему существуют так называемые «межбанковские» комиссии.

Интернет-шоппинг также подстегивает использование дебетовых банковских карт: почти четверть всех расходов по картам Visa в США в предрождественский период и 20% за весь 2009 год пришлось именно на такие карты. В целом по Европе декабрьские интернет-операции по картам Visa увеличились на 37%. «Рост интернет-торговли действительно поражает. В течение четырех лет доля удвоилась», — приводит The Daily Telegraph слова Питера Эйлиффа, исполнительного директора Visa Europe.

В России за прошедший род рынок кредитных карт практически не рос, при том, что на конец 2008 года лишь около 9% рынка занимали кредитные карты, а более 90% приходилось на дебетовые, прежде всего зарплатные карты.

«Сказалось отсутствие средств на развитие бизнеса у основных кредитно-карточных игроков, ранее активно привлекавших новых клиентов («Русский Стандарт», Ситибанк, GE Money Bank, Альфа-банк и другие частные и иностранные банки)», — говорится в исследовании агентства финансовой статистики Statbanker.ru. По данным Центробанка, практически не изменился и общий объем задолженности держателей кредиток: за 2009 год он составил 5,2 млрд долларов против 5,4 млрд год назад.

При этом банки смогли заработать на кредитных картах 2 млрд долларов процентного дохода, подсчитали в Statbanker.ru. За год общий объем операций по оплате товаров и услуг, а также снятию наличных по кредиткам в России упал на 20% до 14,5 млрд долларов.

«В период кризиса большое число клиентов предпочитали не брать кредиты из-за нестабильного финансового состояния, а банки ввели ограничения на расходные операции по кредитным картам. Поэтому большее внимание было уделено продажам дебетовых карт и комиссионных продуктов», — объясняет в интервью BFM.ru вице-президент, начальник управления по кредитным картам «Ренессанс Кредит» Михаил Староверов. «Раньше была тенденция выпуска дешевых карт Visa Electron. Maestro», — подтверждает заместитель начальника управления банковских карт Бинбанка Светлана Миколенко.

Однако опрошенные BFM.ru банкиры сходятся в том, что с 2010 года кредитные карты снова потеснят дебетовые. «В 2010 году мы ожидаем полное восстановление спроса на кредитные карты и снижение стоимости заимствования кредитных средств. Вероятно, к концу этого года среднее значение эффективной процентной ставки по кредиткам снизится с 36–42% до 27–36%», — прогнозирует вице-президент банка «Ренессанс Кредит».

Сейчас в России пластиковыми картами (кредитными из которых являются 15%) пользуются приблизительно 90 млн человек, говорит BFM.ru представитель ВТБ24 Вадим Маркарян. «Но, судя по всему, в будущем кредитная карта будет постепенно вытеснять дебетовую. Финансовый кризис стимулирует развитие пластиковой отрасли. Банки постепенно восстанавливают темпы кредитования, а у населения восстанавливается спрос на заемные средства. И, соответственно, увеличивается потенциальная аудитория этого банковского продукта, — предполагает представитель банка. — Но при этом потенциал дебетовых карт не исчерпан. Банки развивают допсервисы и возможности по дебетовым картам, расширяя их функциональность, что способствует увеличению объема безналичных платежей. Это позволит дебетовым картам еще долго оставаться на плаву».

Сильнее всего кризис отразился не на желании клиентов оформить карту, а на их поведении, отмечают в ВТБ24. «Клиенты стали меньше тратить кредитные средства и быстрее их возвращать», — говорит Вадим Маркарян.

«Думаю, что в 2010 году объемы кредитования населения увеличатся, в том числе за счет увеличения кредитования с использованием платежных карт», — говорит Светлана Миколенко из Бинбанка. При этом, по словам эксперта, в мире и в России все больше выпускается «классических» и «премиальных» карт. «В последнее время для повышения качества обслуживания банки предлагают своим клиентам перевыпуск карт более высокой категории. Клиентам это выгодно с точки зрения получения большего набора услуг и удобства использования карты, а банки приобретают лояльность клиентов и увеличение оборотов по картам. Таким образом, несмотря на текущую экономическую ситуацию, наблюдается рост премиального сегмента держателей карт», — говорит эксперт Бинбанка.

В результате, российские банки главные ставки в 2010 году собираются делать именно на сервис для своих клиентов. «Сейчас банки (в том числе ВТБ24) делают ставки на развитие и совершенствование карточных технологий и предоставление клиентам дополнительных привилегий и услуг, в числе которых различные бонусные и скидочные программы», — говорит представитель ВТБ24.

«Большое внимание будет уделено сервису по кредитным картам, — говорит и вице-президента «Ренессанс Кредит» Михаил Староверов. — С начала года мы запускаем новый смс-сервис для кредитных карт, а держатели золотых карт смогут воспользоваться специально выделенным номером обслуживания в call-центре. Также в планах банка выпуск специальных карт для определенных сегментов клиентов, например, для женской аудитории».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию