16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.72 / ₽ 8082
  • RTS1176.56
14 января 2020, 14:09 Право

ЕСПЧ счел нарушенными права Ходорковского и Лебедева во втором «деле ЮКОСа»

Лента новостей

По словам защитников, суд, в частности, согласился с доводами о криминализации обычной коммерческой деятельности. Однако двое судей высказали альтернативное мнение

Платон Лебедев, Михаил Ходорковский (справа).
Платон Лебедев, Михаил Ходорковский (справа). Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС. ZUMA/TASS

Обновлено в 15:23

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) констатировал, что по второму, «нефтяному» «делу ЮКОСа» было нарушено право Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на справедливое судебное разбирательство, а обычная финансово-хозяйственная деятельность была искусственно криминализирована. Об этом Business FM сообщил адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант.

Защитник частично ознакомился с решением, которое 14 января было опубликовано на сайте ЕСПЧ. «Решение — это целый огромный том, его нужно анализировать и изучать. Пока удалось посмотреть резолютивную часть и пресс-релиз, в котором изложено краткое содержание выводов суда», — сказал он.

Клювгант считает, что ЕСПЧ «полностью подтвердил» позицию защиты, которая утверждала, что подсудимых осудили за действия, которые «не являются преступлением по российскому уголовному закону». «Иными словами, мы говорили об искусственной криминализации обычных бизнес-операций. Это то, о чем мы говорили, и то, о чем сказано в решении Европейского суда в разделе о нарушении статьи 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (наказание исключительно на основании закона)», — сказал Клювгант. Стоит отметить, что двое судей ЕСПЧ Лемменс и Дедов высказали несогласие в этой части с мнением большинства.

Также Клювгант считает важным то, что международная инстанция признала «системной дискриминацию стороны защиты» в ходе процесса, которая выразилась в том, что она «была лишена возможности надлежащим образом исследовать и оспорить доказательства обвинения и представить свои доказательства: привести своих свидетелей, специалистов, представить их заключения». «При этом никаких разумных и законных оснований для такой дискриминации не было», — подчеркнул адвокат.

Таким образом, решил Страсбургский суд, было существенно нарушено право подсудимых на справедливое судебное разбирательство, гарантированное статьей 6 конвенции.

Вадим Клювгант напомнил, что экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель международного финансового объединения «Менатеп» Платон Лебедев не просили о выплате компенсации, а их жалоба была «делом принципа, а не денег».

В то же время газета «Коммерсантъ» написала, что ЕСПЧ не счел второе «дело ЮКОСа» политически мотивированным. Суд не нашел нарушений статьи 18 Европейской конвенции (пределы использования ограничений в отношении прав). При этом ЕСПЧ не принял доводы защиты о том, что «государство использовало уголовное преследование в политических целях и для присвоения активов компании».

Вадим Клювгант отметил, что считает данную часть решения ЕСПЧ «противоречивой», в которой еще «необходимо разбираться». «В одной ее части говорится, что суд не стал рассматривать данную часть жалобы о нарушении статьи 18, а в другой его части сказано, что он не нашел нарушений статьи 18, — пояснил адвокат. — В любом случае это не означает, что он не усмотрел политической мотивированности [дела] — таких слов не сказано. Но вот как совместить одно с другим? То ли он не стал разбираться, то ли он все-таки разбирался и не нашел нарушения… Я склонен полагать, что он не стал разбираться, но это все очень странно, и тут нужен более глубокий анализ».

Первый приговор по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и руководителя международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева был вынесен 16 мая 2005 года Мещанским судом Москвы. Тогда каждый из бизнесменов получил по девять лет лишения свободы за мошенничество, причинение имущественного вреда, а также уклонение от уплаты налогов с организации и физическим лицом (ст. 147 УК РСФСР, ст. 165, 199 и 198 УК РФ). Тогда же суд удовлетворил иск Министерства России по налогам и сборам и взыскал с подсудимых налоговую задолженность подконтрольных им организаций на сумму 17 млрд 395 млн рублей. Позже Мосгорсуд снизил осужденным наказание до восьми лет, а затем — до 7,5 года.

В декабре 2010 года Ходорковский и Лебедев были приговорены Хамовническим судом Москвы к 14 годам лишения свободы за хищения свыше 200 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа на общую сумму более чем 800 млрд рублей и отмывание преступных доходов (ст. 160 и 174.1 УК РФ). Впоследствии Мосгорсуд и Верховный суд России несколько раз корректировали им наказание. В мае 2013 года ВС уменьшил осужденным срок с 11 лет до 10 лет и 10 месяцев лишения свободы. Поскольку Ходорковский и Лебедев были арестованы в 2003 году, то ожидалось, что Лебедев освободится в мае, а Ходорковский — в августе 2014 года. Но 20 декабря 2013 года Владимир Путин помиловал Михаила Ходорковского, который подал прошение в связи со смертельной болезнью своей матери. В тот же день экс-глава ЮКОСа покинул колонию в карельском городе Сегеж и был отправлен в Германию, где лечилась его мать.

В январе 2014 года президиум Верховного суда России снизил Ходорковскому наказание до 10 лет и семи месяцев колонии, а Платону Лебедеву — до 10 лет шести месяцев и 22 дней.

На следующий день Лебедев был освобожден из колонии № 14 в городе Вельске Архангельской области. Он до сих пор находится в России, так как ему не выдают загранпаспорт, ссылаясь на то, что осужденный не возместил ущерб по иску налоговых органов на 17 млрд рублей, который был удовлетворен в рамках первого уголовного дела Мещанским судом.

Экс-глава ЮКОСа прокомментировал сегодняшнее решение ЕСПЧ на своей странице в Facebook. Михаил Ходорковский назвал его «важной точкой», которая была поставлена в международной уголовно-правовой оценке «дела ЮКОСа». По словам предпринимателя, ранее шестью решениями международной судебной инстанции было признано, что то, что «делала российская власть» в отношении него и его коллег «не было справедливым судом». «И вот эта точка поставлена — справедливого процесса не было. Все обвиняемые невиновны», — указал бизнесмен. При этом Ходоровский признал: в ЕСПЧ не удалось доказать, что причины преследования «были только политические, несмотря на то, что этот факт признан в ряде международных решений».

Кроме того, он вспомнил о решении международного арбитража в Гааге, который в 2014 году обязал Россию выплатить около 50 млрд долларов бывшим акционерам компании ЮКОС. В завершение Ходорковский высказался за освобождение из-под стражи сотрудника службы внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, который отбывает пожизненное заключение за убийство и ряд покушений на убийство, он находится в тюрьме уже 16 лет. В октябре 2012 года Страсбургский суд частично удовлетворил жалобу защиты Пичугина, признав, что в ходе процесса над ним было нарушено право на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Европейской конвенции), однако Верховный суд России не отменил приговор.

В свою очередь, Платон Лебедев высказал мнение, что решение ЕСПЧ должно привести к отмене приговора по второму «делу ЮКОСа» в отношении него и Михаила Ходорковского. «Несмотря на особое мнение судьи от РФ Дедова, в итоге ЕСПЧ признал нарушение статьи 7 конвенции, в которой говорится, что никто не может быть осужден за совершение деяния, которое не являлось уголовным преступлением. Это в совокупности с установленными нарушениями ряда положений статьи 6 ведет к автоматической отмене второго приговора», — заявил он Business FM. По его мнению, в этой связи председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев обязан внести в президиум ВС РФ соответствующее представление.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию