16+
Пятница, 5 июня 2020
  • BRENT $ 40.05 / ₽ 2745
  • RTS1285.78
27 января 2020, 20:36 Право

Создатели самолетов для президента ответят за кожу козла

Лента новостей

В Москве начался процесс по делу о махинациях при отделке салонов самолетов СЛО «Россия». Обвинение заявило о хищении 253 млн рублей. Подсудимые объяснили, почему не признали вину

Сергей Герасимов.
Сергей Герасимов. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»

В Мещанском суде Москвы началось рассмотрение резонансного уголовного дела о хищениях 253 млн рублей, которые, по версии следствия, имели место при отделке салонов самолетов специального летного отряда (СЛО) «Россия», обслуживающего первых лиц государства. В частности, Следственный комитет утверждает, кожу крупного рогатого скота заменили более дешевой козлиной. Подсудимые — бывший генеральный директор ООО «Вемина Авиапрестиж» Виталий Романюк, исполнительный директор данной компании Сергей Давыдов, а также бывший вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по государственной авиации специального назначения Сергей Герасимов факт махинаций отвергли. Защита считает выдвинутые обвинения абсурдными и настаивает, что претензии следовало решать в гражданском, а не в уголовном порядке.

На процесс каждый из подсудимых приехал своим ходом — Давыдов и Романюк провели в СИЗО больше года, прежде, чем под конец следствия их перевели под домашний арест. Им инкриминировали мошенничество в особо крупном размере — ч. 4 ст. 159 УК РФ. Сергею Герасимову эту статью переквалифицировали на ч. 1 ст. 285 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями»), отпустив под подписку о невыезде.

Обвинение по их делу поручили поддерживать одному из самых опытных сотрудников Генпрокуратуры Амалии Устаевой, известной по целому ряду резонансных процессов (в частности она поддерживала обвинение в деле майора Дениса Евсюкова, а также бывшего начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБ и ПК) генерала Дениса Сугробова.

Хищения на сумму выполненных работ

Согласно озвученной фабуле обвинения, хищения имели место при реализации госконтракта, заключенного весной 2017 года Специальным летным отрядом «Россия» с ОАК на дооборудование и отделку салонов трех самолетов Як-40. В качестве субподрядчика для его реализации ОАК привлекла компанию «Вемина Авиапрестиж», которая стала единственным участником и победителем конкурса, который, как заявила гособвинитель, был проведен «формально».

По данным следствия, фирма выставила «заведомо завышенную цену» работ на сумму в 370 млн рублей. С учетом накладных расходов госкорпорации СЛО заключил с ней контракт на сумму 394 млн рублей, перечислив ОАК в виде аванса 315 млн рублей, из которых 253 млн рублей были необоснованно, по версии обвинения, перечислены ООО «Вемина авиапрестиж». Та привлекла к выполнению работ два белорусских предприятия — ЗАО НПФ «КВАНД-АСХМ» (она изготавливала кресла) и Минский завод гражданской авиации № 407.

При этом, гласит обвинение, Давыдов и Романов были в курсе что «реальная стоимость работ на самом деле не превысит 190 млн рублей». По словам прокурора, «Вемина Авиапрестиж» использовало самостоятельно закупленные материалы и оборудование. Согласно фабуле обвинения, Герасимов был не в курсе махинаций и «обеспечил» победу в конкурсе компании «Вемина Авиапрестиж», преследуя желание «карьерного роста». Следствие полагает, что злоупотребление полномочиями с его стороны выразилось в том, что топ-менеджер ОАК также не проконтролировал качество выполненных работ, в ходе которых были похищены 253 млн рублей.

«Бумага стерпит все»

Выслушав фабулу обвинения, все трое подсудимых единодушно заявили о своей невиновности, а также об отсутствии хищений. «Бумага, конечно, стерпит все. Но я категорически не признаю вину», — заявил Герасимов, который в настоящее время является советником гендиректора самолетостроительной корпорации МИГ.

Его адвокат Артем Каракасиян отметил, что следствие не доказало как факт злоупотреблений полномочиями его клиентом, так и сговор Герасимова с другими подсудимыми или лоббирование их интересов. Не был адвокат согласен и с утверждением о том, что Герасимов не проконтролировал качество выполненных работ. Во-первых, заявил он, это не входило в полномочия Герасимова, а во-вторых, такой контроль был, ведь к материалам дела приобщено несколько томов нескольких комиссий, которые проверяли качество работ.

«Следствие истолковало как состав преступления обычный гражданско-правовой спор, связанный с несогласием госзаказчика оплачивать выполненные работы», — подчеркнул адвокат. Его поддержал другой защитник Герасимова, который высказал мнение, что все претензии заказчика должны были рассматриваться в арбитражном суде. Там, по его словам, в настоящее время идут сразу два процесса, в ходе которых ОАК пытается взыскать со СЛО недоплату по госконтракту.

Виталий Романюк заявил, что «обвинитель заблуждается во всех пунктах, связанных с ценой контракта и качеством материалов, [использованных в самолетах]». Третий же подсудимый — Сергей Давыдов — хоть и сообщил, что обвинение ему непонятно, но пожелал дать показания в первый же день процесса. Он настаивал, что «никакой подмены материалов не было», он ни с кем «в сговор не вступал», и «бюджетные средства не похищал».

«Самый мелкий и капризный проект»

Давыдов, который после возбуждения дела сохранил должность исполнительного директора ООО «Вемина Авиапрестиж», рассказал, что на протяжении почти 20 лет работал в подчинении Виталия Романюка, с которым у него были сугубо формальные отношения. По его словам, в заключении контракта онне участвовал, а также не имел права подписи, не получал и не распоряжался финансами. Подсудимый рассказал, что в его задачи входило получение информации из ФСО, ФСБ, организация работы с субподрядчиками за границей, работа «военной приемки». Кроме того, Давыдов отвечал за выполнение «технической составляющей» и отслеживал графики выполнения работ.

«Все эти вещи вроде бы ни о чем, но на самом деле это большой труд», — заметил подсудимый. Он объяснил, почему самолеты оказались в Белоруссии. По словам фигуранта, когда с «Вемина Авиапрестиж» был заключен договор, самолеты уже находились в Минске по другому контракту — о перекраске. При этом Давыдов назвал бездоказательным утверждение о том, что конкурс на участие фирмы в госконтракте якобы был формальным. По его словам, ООО «Вемина Авиапрестиж» вот уже два десятка лет сотрудничает со СЛО «Россия», произведя более сотни самолетов и вертолетов. «Все интерьеры самолетов, на которых летают наш президент и первые лица государства, нами сделаны. А последние десять лет мы выполняли техническое обслуживание всех самолетов», — отметил подсудимый. Он назвал заключенный контракт на отделку трех ЯКов «самым мелким и капризным проектом» за последние 20 лет, поскольку, по словам Давыдова, за четыре месяца требовалось «доработать» три самолета. «Другие компании есть, но это работу бы никто не сделал», — заверил он. При этом Сергей Давыдов подчеркнул, что технически акты выполненных работ были подписаны, а самолеты в настоящее время находятся в эксплуатации.

После этого процесс прервали до 6 февраля. Ожидается, что в этот день даст показания представитель потерпевшего — СЛО «Россия», который в рамках уголовного дела заявил иск на 253 млн рублей.

Кожа для кресел

Покидая суд, подсудимые заявили Business FM, что намерены доказывать свою невиновность. По мнению Сергея Герасимова, в ходе следствия на представителей СЛО «Россия» было оказано «серьезнейшее давление». Именно поэтому, полагает он, заказчик не подписал финансовые акты выполненных работ, хотя самолеты начали летать. «У спецслужбы [ФСО] возникли подозрения, что контракт был выполнен с завышением цены. Но это совершенно не так. Более того, компания попала на гораздо большие расходы», — заявил подсудимый Business FM, добавив, что в основе уголовного дела лежит, «политическая составляющая», не уточнив о чем идет речь. Стоит отметить, что уголовное дело помешало карьерному росту Герасимова, которого, по данным СМИ, планировали назначить начальником оперативного управления ФСО.

Его адвокат Артем Каракасиян назвал абсурдным выводы проведенной по делу биологической экспертизы, которая констатировала, что для изготовления кресел для самолетов использовали не износостойкую кожу крупного рогатого скота, а более дешевую козлиную кожу. «Это совершеннейшая глупость только потому, что кожа козла как раз дороже», — указал защитник. Он полагает, что скорее всего при проведении экспертизы была допущена ошибка, так как все использованные материалы прошли необходимую сертификацию.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию