16+
Суббота, 4 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
3 февраля 2020, 19:53 Политика

С Богом по жизни, но без царя в голове. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Патриарх Кирилл предложил упомянуть Бога в конституции, и эту идею будет обсуждать рабочая группа, занимающаяся подготовкой поправок в Основной закон. Надо ли упоминать Бога в преамбуле?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Предложение об упоминании Бога в конституции будет обсуждаться рабочей группой по подготовке поправок к Основному закону. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Так будет в конституции Бог или нет?

Теперь уже стал понятен замысел авторов поправок в конституцию, которые хотели как можно быстрее завершить процесс их обсуждения, чтобы поставить на всенародное голосование все поправки одним пакетом. Потому что чем дальше идет обсуждение, тем больше появляется в том числе самых экзотических предложений насчет того, что бы еще такое вписать в конституцию, раз уж пошло такое дело.

Временами получается эдакий «конституционный карнавал», что вовсе не повышает сакральность затеянного процесса в целом. Оговоримся: предложение патриарха Кирилла, разумеется, никак нельзя считать экзотическим. Оно вполне логично и естественно для любого клирика, а также истинно верующего человека. Иначе и быть не может.

Если верить опросам, то, к примеру, только православными себя в России считают 65% россиян, а мусульманами около 7%. Правда, при этом «принадлежащими к РПЦ» назвали себя лишь 41%. Так что в данном случае часто речь идет скорее о национально-культурной ориентации. А вот если говорить о практической религиозности, то православных верующих, то есть посещающих главные для православия пасхальные и рождественские богослужения, наберется не более 5 млн человек. Пятая часть населения при этом вообще не считает себя верующими.

И вот со стороны последних уже пошли шутки: мол, надо закрепить в конституции еще и принцип, чтобы «не более двух пришествий подряд». Можно вообще довести дело до абсурда и пойти непосредственно по иранскому пути: Иран, как известно, является единственной страной в мире, где именно в конституции сказано, что абсолютная власть принадлежит Богу. Можно предложить и такую поправку и посмотреть, кто осмелится голосовать против.

C другой стороны, многие увидят явное противоречие между упоминанием Бога в любом виде и 14-й статьей конституции, где сказано, что Российская Федерация — светское государство. Разумеется, найдется еще больше тех, кто поспешит с разъяснениями, что тут никакого противоречия нет, а речь о Боге, мол, в общем смысле.

Но как на этот «общий смысл» посмотрят представители разных конфессий? Уже сейчас, как видно из первой реакции руководства мусульман и иудеев, формулировки разнятся, притом что буддисты пока вообще отмалчиваются. Не начнутся ли в связи с обсуждением конституции светского государства чисто теологические споры? И надо ли поминать Бога всуе, то есть в преамбуле?

Всякие такие споры в светском государстве могут быть весьма чреваты. Так, к примеру, в Америке почти сто лет спорили о том, писать ли на банкнотах известную фразу In God We Trust («В Бога мы веруем»). Впервые она появилась на монетах достоинством 2 цента в 1864 году, затем ею стали украшать золотые и серебряные доллары разного достоинства. С 1938 года надпись присутствовала на всех монетах без исключения. Но лишь в 1956 году, на волне антикоммунизма и маккартизма фраза была признана национальным девизом. Ее стали печатать на бумажных деньгах.

А еще можно взять на вооружение замечательную фразу, сказанную еще Христофором Антоновичем Минихом, ставшим российским генерал-фельдмаршалом после того, как его пригласил Петр Первый вести инженерные дела в империи. Ибо кто, как не немец, подчас выскажет нужным образом столь взыскуемую русскими точно сформулированную мудрость. Недаром же едва ли не самой великой правительницей Российской империи многие, вне зависимости от политических предпочтений, считают немку Екатерину Вторую. Так вот, генерал-фельдмаршал Миних отчеканил: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует».

Останется только прописать разграничение полномочий между Госсоветом, Госдумой, Советом Федерации, Советом безопасности, не забыв про его первого замглавы, с одной стороны, и божественным промыслом — с другой. Что Дума легко сможет сделать просто в два щелчка от спикера в рамках федерального закона. А рабочая группа справится с подбором нужных слов и формулировок куда легче, чем с постом и молитвой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию