16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.24 / ₽ 8446
  • RTS1161.19
6 февраля 2020, 19:06 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Операция Дамаска: оборонительное наступление или нарушение договоренностей?

Лента новостей

Москва признала гибель четырех российских военных в Сирии и обосновала операцию сил Башара Асада военной необходимостью. С этим не согласны в Анкаре и Вашингтоне

Последствия ракетного обстрела в сирийской провинции Идлиб.
Последствия ракетного обстрела в сирийской провинции Идлиб. Фото: Anas Alkharboutli/DPA/TASS

В сирийском Идлибе наблюдается «опасный рост напряженности и всплеск насилия», говорится в заявлении российского МИД. По данным министерства, в декабре прошлого года боевики провели более 1400 атак на позиции сил Башара Асада и близлежащие города с применением танков, пулеметов, боевых машин пехоты, минометных и артиллерийских обстрелов. Число нападений, зафиксированных только за две последних недели января, превысило 1000 — в результате погибли в том числе турецкие и российские военные.

Судя по всему, речь идет о двух инцидентах, попавших в заголовки в начале этой недели. Во-первых, Турция обвинила сирийскую армию в обстреле турецкого наблюдательного поста в Идлибе и нанесла ответный удар по силам Асада. В результате, по данным Анкары, погибли восемь турецких и более 70 сирийских военных. Кроме того, в понедельник появились неподтвержденные сообщения о гибели в Сирии четырех российских спецназовцев. Российские власти позднее подтвердили личность одного погибшего. Из-за того что были жертвы, как утверждается в заявлении российского МИД, Дамаск и вынужден был пойти в наступление на Идлиб — «чтобы защитить сотни и тысячи сирийцев от террористического произвола». Рассказывает военный корреспондент в Сирии Олег Блохин.

Олег Блохин военный корреспондент в Сирии «Ладно патрулирование не могли организовать, но проблема еще в том, что были постоянные обстрелы, вылазки диверсионных групп. На «Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещенная в России. — Business FM) — «Хият Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) они сейчас называются — турки влияния не имели как такового. Тем более в последнее время именно Алеппо стали обстреливать, и обстрелы всегда проходили с жертвами. Было решено уладить этот вопрос деловым способом, потому что по-другому не получалось. И пошло наступление на основные оставшиеся города — Маарет-эн-Нууман, Серакиб и Идлиб. Наступление нормально развивается, с юга — вообще резво, со стороны Алеппо на юг продвигались, отбили Хан-Туман, но гораздо медленнее, конечно, идет».

В Турции и на Западе наступление сирийской армии видят совершенно иначе — там не верят оправданиям, что Дамаск ведет эдакое «оборонительное наступление». Как считают в Анкаре и Вашингтоне, в реальности Асад просто пытается захватить последнюю не подконтрольную ему сирийскую провинцию силой, в нарушение договоренностей о зоне деэскалации. Турция ранее обвинила Москву в потакании агрессии Асада, в результате чего у турецкой границы скопилось до миллиона идлибских беженцев, притом что в Турции уже размещены более 3 млн сирийцев. Вот как описывают ситуацию в Идлибе три собеседника Al Jazeera, достоверность утверждений которых мы проверить не можем.

Беженец Мухаммад аль Халлак: «Мне уже дважды приходилось бежать, может быть, придется еще раз. Что тут скажешь? Все очень плохо. Про прекращение огня много говорят, но его ни разу не было. Только разрушения и страдания».

Врач Муаяд Талиб: «У границы размещены более 150 лагерей беженцев. К нам каждый день поступают по 200 пострадавших. У нас не хватает ресурсов, и мы каждый день можем попасть под удары режима. Да поможет нам Бог».

Беженец Ахмад Хамид Шейх: «Мы не вернемся, пока режим не освободит наши земли. Мы просим силы оппозиции вмешаться и отбить наступление сирийской армии».

Оборонительное наступление на Идлиб продолжается уже более полугода. В заголовки тема попадает только на фоне взятия значимых населенных пунктов — таких как Серакиб, стоящий на ключевой транспортной артерии М5, соединяющей Алеппо и Дамаск. По состоянию на вечер четверга сетевые карты конфликта указывали, что Серакиб окружен силами Асада, но по периметру города установлены четыре турецких наблюдательных пункта — были даже неподтвержденные сообщения о новых прямых обменах ударами между турецкими и сирийскими военными.

В среду турецкий лидер Реджеп Эрдоган выступил в парламенте с ультиматумом: Турция требует от Асада освободить территории, где в соответствии с Астанинским соглашением размещены турецкие наблюдательные пункты. Сделать это надо до конца февраля, а в противном случае Анкаре, по заявлению Эрдогана, «придется это обеспечить».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию