16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.57 / ₽ 8476
  • RTS1166.92
18 февраля 2020, 16:14 Политика

В конституции могут закрепить неприкосновенность бывших президентов?

Лента новостей

Формулировку о неприкосновенности главы государства, прекратившего полномочия, озвучила председатель Союза женщин России Екатерина Лахова. Сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников подтвердил наличие такой поправки

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 20:15

В конституции предложили закрепить неприкосновенность бывших президентов России. «Также гарантии могут быть предоставлены в соответствии с федеральным законом», — цитирует РИА Новости сопредседателя рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в конституцию Павла Крашенинникова.

Ранее формулировку о неприкосновенности главы государства, прекратившего полномочия, озвучила председатель Союза женщин России Екатерина Лахова. Комментирует эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.

— Мы опять имеем ситуацию, когда те нормы, которые в принципе можно закрепить законодательно, пытаются перенести в статус конституционных, и это, честно говоря, выглядит немного странно. Главная интрига — это инициатива самой Лаховой или она чувствует некие импульсы из других источников, чтобы эту норму закрепить? Понятно, что речь идет о том, чтобы укрепить статус уходящего президента таким образом, чтобы создать для него максимально жесткое правовое поле железобетонных гарантий (помните знаменитую окончательную бумажку?), дать окончательную гарантию того, что все будет в порядке и можно спокойно уходить и начинать так называемый трансфер или транзит власти. Отсюда и пожизненное сенаторство, отсюда и идея Лаховой. А в конечном счете все сводится к тому, чтобы, возможно, уходящий президент имел должные гарантии и гарантии определенного статуса в политической системе на тот момент, когда он перестанет быть президентом.

— В Кремле пока не стали комментировать такую идею, там заявили, что выскажутся уже по полному пакету поправок. Но появились такие мнения, что неприкосновенность якобы и есть главная цель поправок, якобы ради этого пункта все и затевалось. Как вы к таким мыслям относитесь?

— На самом деле этого нельзя исключать. В том пакете, о котором я говорил, мы видим, что несколькими инициативами, в том числе Лаховой, и до этого идеей о пожизненном сенаторстве создается такая конституционная основа для мощных, железобетонных гарантий уходящему президенту и для гарантий его политического и в каком-то смысле политико-управленческого статуса. На самом деле такой замысел может быть, и я не исключаю, что идея госпожи Лаховой принадлежит не только госпоже Лаховой.

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников также предложил закрепить право президента распускать Госдуму, если она трехкратно не утверждает более трети состава правительства.

Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин предлагает все озвученные к этой минуте инициативы по поправкам разделить на несколько групп.

— Все эти инициативы, которые в последнее время озвучиваются относительно изменений конституции, служат одной цели — заполнить ту информационную паузу в принятии поправок, которая возникла с конца января, предположительно, до начала марта, когда будет второе чтение. Но их можно разделить на три подгруппы: первая — совсем неудачные, над которыми смеются; вторые — содержательные, но те, которые дублируют уже имеющиеся нормы (о парламентском расследовании, о запрете федеральным министрам иметь зарубежные счета); и инициативы, которые были сегодня озвучены, в частности о том, что если Госдума не утвердит треть министров, ее можно будет распустить, и вот инициатива госпожи Лаховой. Почему ее можно назвать содержательной, потому что, с одной стороны, она дублирует уже существующий закон, но с другой стороны, если потребует политическая целесообразность, то и указ президента (ведь господину Ельцину указом президентом это все гарантировалось, потом только ввели закон), и даже федеральный закон можно легко изменить и отменить. А вот конституционную норму отменить уже труднее. Поэтому, если говорить о нынешнем потенциально бывшем президенте господине Путине и уже бывшем президенте господине Медведеве, здесь и сейчас, в принципе им такая норма в конституции не нужна, но мало ли что будет меняться.

— В соцсетях уже говорят, что якобы это предложение Лаховой о внесении в конституцию нормы о неприкосновенности — это и есть главное, ради чего изменения задумывались. Вы с такой точкой зрения согласны?

— Нет. Главное, ради чего изменения задумывались, тоже можно подразделить на две группы. Большая часть из этого еще не озвучена, и не факт, что будет озвучена, но это было все подготовлено еще в 2016-2017 годах. А из того, что озвучено, самое главное — это норма о Госсовете и нормы, которые направлены на усиление института президентства. Не на ослабление, как это принято считать, а вообще-то все, что обнародовано, серьезно усиливает институт президентства. А как это будет сочетаться между собой — с одной стороны, Госсовет, который фактически дублирует функции президента, а с другой стороны, усиление самого института президентства — это покажет политическая практика. Ради этого данные поправки и данный процесс и задумывались. А что касается предложения госпожи Лаховой, то это появилось по ходу пьесы и, подчеркну, прежде всего для того, чтобы заполнить информационную паузу, заполнить повестку.

Позже Павел Крашенинников добавил, что предложена поправка и о том, что экс-президент может быть лишен неприкосновенности. В новейшей истории масса примеров того, как бывшие главы государств, уйдя с поста, становились объектами преследования. Особенно это популярно в бывших советских республиках.

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили заочно приговорен к шести годам тюрьмы. Экс-президент Украины Виктор Янукович получил 13 лет заочно. В июле 2018 года Ереванский суд арестовал бывшего президента Армении Роберта Кочаряна по делу о разгоне акций протеста в марте 2008 года, затем Апелляционный суд Армении освободил его из-под стражи как раз на основании конституционной нормы о неприкосновенности бывших глав государства. Тем не менее судебное преследование Кочаряна продолжается до сих пор.

В законе «О гарантиях деятельности президента Кыргызстана», который был принят еще в 2003 году, написано, что экс-президента нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за то, что он совершил или не совершил во время своего президентства. Но это не помешало в прошлом году арестовать и насильно доставить в суд экс-президента страны Алмазбека Атамбаева, а еще одного бывшего президента, Курманбека Бакиева, приговорить к 25 годам лишения свободы — заочно.

Экс-президент Южной Кореи Пак Кын Хе в 2018 году получила 24 года тюрьмы и штраф в 18 млрд вон за взяточничество и злоупотребление властью. У бывшего президента Франции Николя Саркози до сих пор остаются шансы стать первым главой Пятой республики, который предстанет перед судом по делу о коррупции. Осенью прошлого года Кассационный суд Франции направил в суд первой инстанции дело о нелегальном финансировании избирательной кампании Саркози на новое рассмотрение.

В декабре 2011 года Исправительный суд Парижа приговорил к двум годам условно другого экс-президента Франции — Жака Ширака. В Израиле несколько уголовных дел о коррупции и мошенничестве возбуждено против действующего премьера Биньямина Нетаньяху.

Комментируя инициативу, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил слова Владимира Путина о том, что некоторые предложения могут быть закреплены другими законодательными актами. Как пишет РБК, сейчас неприкосновенность бывших президентов закреплена принятым в 2001 году федеральным законом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию