16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.15 / ₽ 8155
  • RTS1171.06
18 февраля 2020, 18:55 Право

Россия опять должна экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд

Лента новостей

Решение вынес Апелляционный суд Гааги. Грозят ли теперь российским активам за рубежом аресты? «Ничего не будет распродано», — считает генеральный директор Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, представлявший Россию в Гааге

Фото: М.Стулов/Ведомости/ТАСС

Россия опять проиграла крупнейшее дело в истории — Апелляционный суд Гааги не согласился с Гаагским окружным судом, который ранее оправдал Россию по искам бывших акционеров ЮКОСа. Теперь Москва снова обязана выплатить истцам более 50 млрд долларов компенсации, хотя сторона защиты и планирует обжалование.

Череде разбирательств вокруг ЮКОСа, некогда одной из крупнейших нефтяных компаний России, в следующем году исполнится 18 лет — и конца и края пока не видно. Новейший аккорд затянувшейся тяжбы в различных инстанциях правовой системы Нидерландов — решение Апелляционного суда Гааги.

На этой неделе суд постановил, что в 2014 году Международный арбитраж в Гааге вынес верный вердикт, присудив бывшим акционерам ЮКОСа более 50 млрд долларов, а Гаагский окружной суд, где Москве в 2016 году удалось обжаловать решение арбитража, ошибся.

Теперь Россия снова должна трем иностранным компаниям крупнейшую в истории (причем с большим отрывом) компенсацию. Москва намерена обжаловать поражение при обжаловании успешно обжалованного решения, но разбирательство в Верховном суде Нидерландов может занять годы, а пытаться арестовывать российские активы за рубежом экс-акционеры ЮКОСа могут уже сейчас, как это было после изначального решения арбитража в Гааге.

Однако заламывать руки пока не следует, считает генеральный директор Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков — именно он представлял Россию в Гааге.

Андрей Кондаков генеральный директор Международного центра правовой защиты «Во-первых, ничего не будет распродано, потому что значит с аукционов? Для этого, первое, чтобы какой-то актив арестовать, нужно иметь решение соответствующего суда. То, что произошло во Франции и в Бельгии, где действительно были аресты без каких-либо разбирательств в суде, — это больше не повторится. Соответствующие законы в Бельгии и во Франции были поправлены, теперь интересы суверенных государств защищены лучше, а в других странах, где акционеры ЮКОСа попытались арестовать активы, речь, в частности, идет о США, о Великобритании, соответствующие исполнительные производства были вообще приостановлены судами до того как будет вынесено решение Апелляционного суда Гааги. Сейчас оно есть, но, чтобы дойти до стадии арестов, нужно сначала подтвердить в судебном порядке, признать в судебном порядке соответствующие арбитражные решения, а на это требуется время, и, естественно, с этим мы будем бороться. То есть сказать, что завтра будут аресты, — это было бы очень странно».

Три компании, связанные с основным акционером ЮКОСа, Group Menatep, обратились в Международный арбитраж в Гааге в 2004 году. Истцы потребовали от России более 100 млрд долларов компенсации за потерянные 70% акций ЮКОСа, недополученные дивиденды, упущенную выгоду и так далее. Вердикт был вынесен только спустя десять лет, и Россия после переоценки судом требований бывших акционеров оказалась должна им более 50 млрд долларов.

В процессе обжалования вердикта в Гаагском окружном суде российская сторона настаивала, что арбитраж в принципе не имел права рассматривать иск бывших акционеров ЮКОСа. Ключевой аргумент, с которым четыре года назад согласился голландский судья, — что в деле не должны были учитываться нормы Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала.

Теперь же Апелляционный суд Гааги постановил, что хартия входит в юрисдикцию арбитража, поскольку подписанием договора Россия обязалась временно его применять, если он не будет нарушать российское законодательство, а нарушений голландский судья не установил.

Другие претензии, которые высказывались Россией, касались оценки суммы ущерба бывшим акционерам ЮКОСа, а следовательно, и суммы компенсации. Однако в данном случае Апелляционный суд Гааги вопрос даже не рассматривал, поясняет приглашенный профессор Вестминстерского университета, бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.

Дмитрий Гололобов приглашенный профессор Вестминстерского университета, бывший главный юрист ЮКОСа «Оценка там на самом деле глубоко изложена независимым оценщиком в самом арбитраже, которую рассматривал третейский суд. Российская сторона всегда считала, что эта сумма завышена, она это и заявляла изначально. Но, как мы помним, при третейском разбирательстве Россия успешно провалилась, потому что она наняла не ту фирму, не так, не то и вообще занималась этим через пень-колоду. А суд, он, понимаете, он же не рассматривает этот вопрос, он рассматривает процедурный вопрос отмены решения или нет. В общем-то, как бы целиком он его не может изменять, не может сказать: «А знаете, вот это я порежу, вот так творчество, вот это правильно, цифру поменяю» и так далее. Это не его право, он может сказать, исполнять или не исполнять. Все».

Комментарий к вердикту Апелляционного суда Гааги уже опубликовал российский Минюст. Там говорится, что суд не принял во внимание «неправомерное использование» истцами Энергетической хартии, а также «проигнорировал тот факт, что экс-акционеры ЮКОСа не являлись добросовестными инвесторами». По мнению ведомства, контроль над активами ЮКОСа был получен истцами с помощью массового уклонения от уплаты налогов, нелегального вывода активов за рубеж, отмывания денег и так далее.

Отреагировал на решение и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. По его мнению, решение гаагского суда противоречит российскому правопорядку и не должно исполняться в России.

Учитывая, что ранее Владимир Путин предложил зафиксировать в конституции приоритет российского права над международным, можно ли предполагать, что реформа конституции может защитить Россию от выплат экс-акционерам ЮКОСа? Ситуацию комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей КарпенкоАлексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Если эти поправки будут приняты, внутри России решение исполнить будет невозможно, если российский суд откажет в приведении в исполнение. Но это будет касаться только территории России. Конституция России на другие страны не распространяется, а Россия участник международной конвенции, и суды по всему миру будут применять Нью-Йоркскую конвенцию о приведении в исполнение решений арбитража. Поэтому, к сожалению, изменения российской конституции никак на зарубежные процессы по исполнению этого решения не повлияют».

В Кремле решение Апелляционного суда Гааги о выплате Россией более 50 млрд долларов компенсации бывшим акционерам ЮКОСа пока не комментируют. Как заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «это какая-то новая информация, я пока ей не владею». На обжалование вердикта в Верховном суде Нидерландов у Москвы остается три месяца. Документы, как сообщил Business FM представитель России Андрей Кондаков, уже готовятся.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию