16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
19 февраля 2020, 07:44 ОбществоМедицина

Пациенту с депрессией грозит наказание за получение посылки с бупропионом

Лента новостей

Бупропион — это антидепрессант, «к наркотикам не имеет никакого отношения», отмечает нарколог Михаил Зобин, и тем не менее таможня завела дело о контрабанде наркотиков в особо крупном размере

Фото: depositphotos.com

Очередному пациенту грозит тюрьма за покупку за рубежом лекарства, которое полиция и таможня отнесли к наркотикам. Все протесты адвокатов и просьбы медиков в адрес властей исправить ошибку пока остаются без ответа.

Как пишет газета «Коммерсантъ», жительница Волгоградской области Ольга Калиновская, страдающая депрессией и сопутствующими заболеваниями, получила посылку из-за рубежа от своего норвежского врача-консультанта. В ней было 300 таблеток препарата бупропион. В России он не запрещен, но не продается. Астраханская таможня завела дело о контрабанде наркотиков в особо крупном размере.

За рубежом этот препарат абсолютно легален и назначается врачами в качестве антидепрессанта или средства, помогающего бросить курить. Причем при лечении никотиновой зависимости это лекарство практически незаменимо, отмечает кандидат медицинских наук, психиатр, нарколог, директор центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин.

Михаил Зобин кандидат медицинских наук, психиатр, нарколог, директор центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости «К наркотикам не имеет никакого отношения, в выписки наркотические не внесен, это препарат выбора второй линии. Его можно назначать при любых депрессиях как препарат второй линии, когда неэффективны другие препараты. А у нас этого препарата нет, в Европе я его назначаю иногда, а в России не могу этого делать, потому что он не зарегистрирован. Почему на него так ополчились? Подозревают там какие-то конкурентные отношения на рынке, потому что других клинических и фармакологических оснований для атаки на бупропион нет».

До 2016 года бупропион свободно продавался в России, причем был в стандартах оказания медпомощи Минздрава. Но потом фирма-производитель ушла с российского рынка и отозвала лицензию из Госреестра лекарственных средств. В России лекарство исчезло из аптек. А с 2019 года полиция и таможня стали считать бупропион производным наркотического вещества — его формула частично совпадает с формулой запрещенного наркотика эфедрона.

Закон о запрете таких препаратов был принят еще в 2012 году. И вот, как и прогнозировали юристы, со временем силовики распространили его на вполне обычные лекарства, которые не внесены ни в один список запрещенных или наркотических препаратов. Сейчас известно уже около десяти уголовных дел о контрабанде бупропиона, и как минимум два человека находятся в СИЗО. Ситуацию комментирует председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Константин ТрапаидзеКонстантин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Здесь никакой вины человека нет, это является форменным безобразием. Если препарата нет в списке, если на его упаковке не указано вещество, запрещенное к применению, говорить об умышленном ввозе этого препарата, тем более про контрабанду, нельзя. Говорить о том, что люди с каким-то умыслом это делают, и тем более обвинять их в этом, наказывать уголовно — это, конечно, форменное безобразие».

Business FM обратилась за комментарием к члену комитета Госдумы по охране здоровья Александру Петрову. По его словам, уголовное дело в очередной раз возбудили при отсутствии главного критерия — общественной опасности. Вопрос пробелов в законодательстве о лекарствах будет рассмотрен, пообещал депутат.

Александр Петров член комитета Госдумы по охране здоровья «Мы проходили это на примере противосудорожных препаратов. Для меня удивительно, что силовые структуры не могут отличить больных людей, которые имеют медицинские показания для применения и получили препараты для личного пользования, у них есть заключения определенного рода. Сейчас этот вопрос будет рассмотрен всесторонне в различных экспертных группах, силовых структурах, Общественной палате, в Государственной думе, и на него нам нужно ответить или на подзаконном уровне, или уточнить детали законодательства. Но мы вопрос получили, мы над ним работаем».

Тема бупропиона не нова. Еще в прошлом году Российское общество психиатров подготовило официальное заключение о том, что антидепрессант бупропион не является наркотиком, не вызывает у пациентов эйфории, его прием не приводит к зависимости и он не является объектом массового злоупотребления.

Тем не менее число уголовных дел против больных продолжает расти. Первое было заведено год назад, когда 24-летняя екатеринбурженка Дарья Беляева с диагностированным психическим заболеванием заказала по интернету из Польши пачку антидепрессанта «Элонтрил», в состав которого входит бупропион.

Юристы говорят: формально провоз через границу незарегистрированных в России, но и не запрещенных препаратов разрешен с документами, подтверждающими их назначение врачом. Но практика показывает, что лучше не рисковать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию