Госдума узаконит цены на лекарства
Лента новостей
Сегодня депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении законопроект «Об обороте лекарственных средств». Документ представит глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. При оптимистичном развитии событий закон может быть принят в течение двух месяцев
Сегодня депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении законопроект «Об обороте лекарственных средств». Документ представит глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. При оптимистичном развитии событий закон может быть принят в течение двух месяцев.
Законопроект регламентирует всю сферу производства и реализации лекарственных препаратов. Как заявила радиостанции Business FM глава комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, действующее законодательство — закон «О лекарственных средствах», который был принят в 1998 году — не соответствует новым экономическим и социальным условиям в нашей стране. «Новый закон охватывает все этапы обращения лекарственных средств на территории РФ: закреплены полномочия органов власти на различных уровнях, введен целый ряд новых статей, которые восполняют пробелы в действующем законодательстве. Вводится законодательное регулирование процедур, которые ранее либо неполно отражались в законодательстве, либо регулировалось подзаконными актами, либо вообще не были прописаны. Кроме того, усиливается государственное регулирование в отношении лекарственных препаратов, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛС)», — объясняет она.
По словам Ольги Борзовой, в настоящее время производитель указывает предельные отпускные цены на такие лекарства по собственному желанию. Новый закон сделает обязательной процедуру регистрации таких цен. Помимо этого, будут устанавливаться предельные оптовые и розничные надбавки и вводится ответственность за нарушение ценообразования.
Законопроект дает регионам право определять предельные наценки на жизненно важные лекарства и препараты первой необходимости. Для поддержки отечественных производителей авторы законопроекта предлагают установить особые правила ввоза в Россию зарубежных препаратов. Документ также отменяет регистрацию фармсубстанций для отечественных производителей, уравнивая их с иностранцами, чтобы создать равные условия для конкуренции. Продавать лекарства разрешат медучреждениям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность.
Ольга Борзова также сообщила, что выработать окончательный вариант документа приглашаются все заинтересованные лица. «Я полагаю, что каких-то моментов, которые ущемляют права, мы не предусматриваем», — подчеркнула она.
Напомним, рост цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛС) так обеспокоил правительство, что с 11 января Росздравнадзор был вынужден замораживать предельные отпускные цены. В список попали около 5 тысяч наименований препаратов.
Еще в июне на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым Татьяна Голикова сообщила, что за первую половину 2009 года цены на лекарства первой необходимости выросли в среднем на 11,5%, однако в ряде регионов рост составил более 30%. Говоря о торговых надбавках, министр сообщила, что в 70 субъектах РФ они выше, чем расчетные среднероссийские: например, в Якутии они доходят до 50%, в Красноярском крае — до 90%. По мнению Голиковой, взлет цен был связан с отсутствием полномочий у федеральных органов исполнительной власти по контролю за надбавками.
В свою очередь, фармацевты отмечают, что отрасль давно нуждалась в новой законодательной базе, однако приветствуют далеко не все положения законопроекта. В первую очередь, недовольство вызывает госрегулирование цен. По мнению гендиректора Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, это «ручное управление в тяжелой ситуации». «Мы специально изучали опыт других стран, в том числе и тех, кто давно работает по рыночным отношениям, и выяснили, что если и производится такое регулирование, то с двусторонним движением, а не с односторонним. Нашему бизнесу сегодня предлагают просто затянуть пояс. В тех странах, где это происходит, там предлагают ответные меры, будь то налоговые послабления, гарантированный госзаказ или таможенные пошлины. В том виде, в котором сейчас представлена данная мера, она воспринимается как временная, которая не должна быть в законе, а должна стать темой для дискуссии бизнеса и государства», — говорит эксперт.
Виктор Дмитриев также отмечает, что в новом законопроекте учтены не все пожелания бизнеса и «пациентского сообщества». «Возникают вопросы о необходимости регистрации препаратов, идущих на экспорт, хотя еще 5–7 лет назад этот вопрос не был актуален. В настоящее время во всех цивилизованных странах эта норма отсутствует. Сейчас мы производим препараты по нормативам тех стран, куда они поставляются. Но регистрация в России усложнит этот процесс. Мы настаиваем на том, чтобы эта мера была пересмотрена», — говорит Виктор Дмитриев.
Еще один важный для отрасли вопрос, который не отражен в документе, но мог бы облегчить компаниям выход на внешние рынки — введение в России мировых стандартов производства GMP (Good Manufacturing Practice), разработанных Всемирной организацией здравоохранения. GMP представляет собой свод правил, регламентирующих условия качественного и безопасного производства лекарств. «Хотя министр пообещала решение этого вопроса до 2012 года», — пояснил Виктор Дмитриев.
Кроме того, документ недостаточно четко прописывает ответственность экспертов фарминдустрии.