Писатели и издатели просят правительство спасти книжную индустрию России
Лента новостей
Более 500 писателей, издателей и представителей книжного бизнеса опубликовали открытое письмо правительству, в котором предупреждают о возможном крахе отрасли из-за карантинных мер
Российские писатели и издатели обратились к правительству с просьбой поддержать книжную отрасль. Под письмом кабмину подписались 500 писателей и издателей, среди них Людмила Улицкая, Евгений Водолазкин, Леонид Юзефович. Они просят включить книги в список товаров первой необходимости.
«Просим вас поддержать ценность книги, дать возможность сохранить ее для российского общества и будущих поколений», — отмечают авторы письма и обращают внимание на то, что закрытие книжных магазинов фактически парализовало работу всей индустрии: продажи упали на 100%, онлайн-заказы и доставка минимальны и не спасают ситуацию.
Закрытие магазинов на месяц и более длительный срок может привести к череде банкротств и краху всей книжной индустрии, говорит подписавшийся под письмом телеведущий, публицист, писатель, сопредседатель оргкомитета премии «Просветитель» Александр Архангельский.
Александр Архангельский телеведущий, публицист «Книжная отрасль — бизнес особого типа. В разных странах, в том числе и в достаточно богатых, есть отдельный НДС в этой отрасли, потому что общество и государство договорились: книга нужна, подчиняться общим жестким экономическим правилам она не может. У нас такого отдельного НДС сейчас нет. Хотя до начала нулевых он был. Отрасль чувствовала себя не блестяще. У нас было когда-то два глобальных издательства: одно называлось «Эксмо», другое — АСТ. Но в итоге АСТ пришлось войти внутрь холдинга «Эксмо». У нас даже нет места на рынке для двух гигантов. Гигант может быть только один, а внутри этого гиганта другие гиганты — маленькие, средние издательства. То есть ситуация и до кризиса была не очень хорошая. Сегодня она резко обостряется, потому что простой в продажах в полтора-два месяца для одних отраслей терпим, а для других катастрофичен. Если книгоиздание не будет включено в специальную правительственную программу, то я прогнозирую крах бумажной печати. А что будет с онлайн-изданиями, мы в точности сказать не можем, потому что этот рынок не так развит, как бумажный. Он до сих пор в России в значительной степени пиратский, какие деньги там есть, а каких нет, мы понять не можем. И сейчас идет речь не о благополучии авторов и даже не о благополучии издателей, а речь идет о благополучии читателей».
Ранее письмо об «очень опасном положении» книжной индустрии главе правительства Мишустину отправил Российский книжный союз. Пор оценкам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, убытки отрасли до конца карантинных мер могут составить от 12 млрд до 15 млрд рублей.
Поддержка книжного бизнеса должна быть такой же, как и других отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, полагает издатель, владелец книжных магазинов «Фаланстер», член экспертного совета книжной ярмарки Non/fiction, председатель Альянса независимых издателей и книгораспространителей Борис Куприянов.
Борис Куприянов издаетель, владелец книжных магазинов «Фаланстер» «Процессы, которые останавливаются, иногда нельзя восстановить. Так что я оцениваю ситуацию как очень тяжелую. Я думаю, что поддержать можно и нужно, но пока государство делает все, чтобы не увидеть проблемы. В конце концов, мы не букмекерские конторы, не политические салоны, нам внимания, конечно, меньше уделяется. Другая проблема — мы действительно можем остаться без книжных магазинов, без маленьких издательств. Тех самых издательств, которые в основном и делают некоторый интеллектуальный продукт. Эта опасность велика. Я думаю, что поддержка государства должна быть такой же, как и в других областях, наиболее пострадавших от кризиса. Почему-то наши власти не считают, что книжная отрасль сильно пострадала от кризиса. Специально или нет это делается, но у тех отраслей, которые попали в перечень премьер-министра как наиболее пострадавшие, есть шанс выжить после пандемии хоть в каком-то виде. У книжной отрасли такого шанса практически нет, и фактически мы сейчас выбираем, что останется после этого карантина. Видимо, решили, что книжная область может и не оставаться. Я думаю, что если мы сознательно не будем никаких мер принимать, то лишимся литературной, книжной составляющей, которая есть в России. В конце концов, что нам Пушкин с Достоевским и с Толстым, есть другие герои. Вот эти герои останутся, а писатели уйдут куда-то».
Минкомсвязи выступило с предложением ввести льготный НДС на электронные и аудиокниги. Директор департамента художественной литературы АСТ Сергей Рубис отметил, что эта мера не спасет отрасль. Доля электронных книг на рынке составляет менее 10%.
Книжные магазины закрыли в большинстве стран Европы из-за борьбы с коронавирусом. Премьер-министр Джузеппе Конте принял решение открыть книжные магазины в Италии. По словам главы итальянского правительства, в них собирается мало людей и там проще соблюдать социальную дистанцию.