16+
Четверг, 16 июля 2020
  • BRENT $ 43.08 / ₽ 3058
  • RTS1219.26
17 апреля 2020, 22:44 Общество
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Первые итоги пропускного режима: помогает он или нет?

Лента новостей

Индекс самоизоляции в Москве вернулся к показателям первой нерабочей недели. Дептранс тоже заявляет о снижении числа поездок с 15 апреля, а социологи говорят, что пропускной режим запустил вторую волну самоизоляции. Но надолго ли?

Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Первая нерабочая неделя прошла с 30 марта по 5 апреля. Индекс самоизоляции от «Яндекса», где значение 1 — это толпы на улицах, а 5 — пустынный город, на той неделе в Москве сохранялся на уровне 3,4 балла. Это не идеальный, но весьма достойный уровень самоизоляции в условиях мегаполиса-миллионника.

Когда наступила вторая нерабочая неделя, москвичи стали понемногу выходить на улицу, и к 9 апреля индекс плавно опустился до 2,9 балла. Именно тогда мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге выпустил обращение о скором введении пропускного режима. Там было прямо написано, что на такой шаг власти пошли из-за частых нарушений условий самоизоляции.

Все эти недели Москва переживала невиданное падение трафика. Например, по данным Дептранса за 14 апреля, поездок в метро стало меньше, чем год назад, на 84%, на наземном транспорте на 82%, в отдельности на электричках на 67% и на такси на 55%. Амплитуда индекса самоизоляции есть, но она невысока, поэтому работы у перевозчиков не становится ни больше, ни меньше, ее практически нет, рассказывает таксист Василий.

«Очень свободно стало, работы практически нет. Народ сидит по домам, машин практически на дорогах нет. В основном идет только доставка и курьер. Ну, эконом бывает, с утра на работу люди выезжают и вечером с работы. Днем практически нет заказов, ночью то же самое. Видно, что народ соблюдает режим самоизоляции, потом еще эти пропуска. Я не сталкивался с ситуацией, чтобы у пассажира не было пропуска, но люди говорят, что, бывает, человек садится, забывший оформить пропуск или считающий, что это не обязательно, ему доехать от дома до дома. Водители стараются их не везти, потому что риск попасть на штраф в 5 тысяч рублей никому не нужен».

О том, что к концу второй нерабочей недели москвичи, что называется, расслабились, говорит и статистика дорожных пробок. Исторический показатель в 0 баллов держался в Москве всю первую неделю, ко второй на дорогах пошло оживление, и все последующие дни был стабильный 1 балл — пусть и несущественное, но движение на улицах города появилось.

Только с введением пропускного режима пробки снова пошли к нулю, а индекс самоизоляции вернулся к показателю 3,4 балла. Можно говорить о том, что пропускной режим запустил вторую волну самоизоляции, но это ненадолго, считает социальный психолог, преподаватель МГУ Алексей Рощин.

Алексей Рощин социальный психолог, преподаватель МГУ «Еще когда Путин выступил со своим первым объявлением о каникулах, я предсказал, что реально народ будет это соблюдать где-то в течение недели. Вот сейчас снова произошло усиление самоизоляции, но просто поменялся тип страха. Если раньше люди, вняв призывам авторитетов, решили посидеть дома, чтобы спасти себя и своих близких, то теперь, на втором раунде, это уже самоизоляция, вызванная, по сути дела, принуждением, они напугались полиции. Но здесь будет то же самое. Предсказываю, что где-то в конце этой — начале следующей недели люди поймут, что на самом деле они вполне могут выходить и никакая полиция с ними справиться, по сути дела, не сможет».

Слова психологов, увы, подтверждают и последние данные Дептранса. Введение пропусков действительно стало стимулом для многих оставаться дома. В Москве 16 апреля пассажиров личного и общественного транспорта было на 516 тысяч меньше, чем 14 апреля, за день до введения пропускного режима. Однако это уже на 59 тысяч больше, чем 15-го числа, а значит, эффект пропусков постепенно начинает сходить на нет.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию