16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.35 / ₽ 8173
  • RTS1173.69
20 апреля 2020, 16:44 Право

Мосгорсуд смягчил приговор гражданскому активисту Котову

Лента новостей

Защита просила оправдать программиста, а прокуратура — снизить ему срок до полутора лет колонии. Суд второй инстанции удовлетворил просьбу обвинения

Константин Котов (в центре).
Константин Котов (в центре). Фото: Андрей Васильев/ТАСС

Обновлено в 18:05

Мосгорсуд 20 апреля смягчил приговор гражданскому активисту Константину Котову, осужденному на четыре года лишения свободы за неоднократные нарушения на митингах (ст. 212.1 УК РФ), до полутора лет колонии. Об этом сообщает корреспондент Business FM.

Слушание по резонансному делу заняло три заседания, которые прошли 14, 16 и 20 апреля. Они состоялись без представителей прессы и общественности, так как до 30 апреля в судах введен режим повышенной готовности, чтобы избежать распространения коронавируса.

Приговор обжаловали и защита, и обвинение. Адвокаты просили оправдать фигуранта. Прокуратура предлагала снизить осужденному наказание до полутора лет лишения свободы. Таким образом, суд удовлетворил просьбу обвинения.

Котов находится под стражей восемь месяцев. Изменяя ему приговор, судья Александра Ковалевская также зачла срок его нахождения в СИЗО из расчета один день за полтора дня в колонии. Там он пробыл с 13 августа по 14 октября 2019 года и со 2 марта до 20 апреля 2020 года. Таким образом, получается, что он отсидел примерно 10 месяцев из назначенных ему полутора лет и уже может ходатайствовать об условно-досрочном освобождении.

Как и раньше, Котов участвовал в слушании по видео-конференц-связи из СИЗО № 7 в Капотне, куда его доставили из колонии в Покрове. На прошлом заседании 16 апреля были допрошены шестеро свидетелей, в том числе трое сотрудников полиции. Все они подтвердили, что действия Котова не нанесли никому вреда и были мирными: во время акций он лишь держал плакаты и выкрикивал лозунги, но личность не скрывал.

Суд 20 апреля исследовал приобщенную к делу петицию за отмену статьи 212.1 УК, которую подписали более 100 тысяч человек, а также открытое письмо 182 священников в поддержку фигурантов «дела 27 июля». Также повторно в апелляции по ходатайству защиты заслушали восьмого свидетеля — журналиста радиостанции «Свобода» Алину Пинчук. На предыдущем слушании в Мосгорсуде она уже рассказывала о задержании Котова в ходе последней акции 10 августа 2019 года на площади у Ильинских ворот. По словам свидетельницы, Котов шел по улице неподалеку от здания администрации президента и ничего особенного не делал. Ее удивило его задержание. Пинчук предположила, что, возможно, полицейские отреагировали так на торчащий из его рюкзака плакат.

В связи с введенным в городе режимом самоизоляции адвокаты осужденного ходатайствовали о допросе порядка 20 свидетелей по Skype или с помощью мессенджеров, но суд им отказал. Также судья Александра Ковалевская не удовлетворила ходатайство защиты об освобождении осужденного. Защитники просили избрать активисту любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы, хотя бы на домашний арест. Также суду передали поручительства от писательницы Людмилы Улицкой, режиссера Андрея Звягинцева и ряда муниципальных депутатов.

Выступление девяти адвокатов в прениях растянулось почти на три с половиной часа. Настаивая на отмене приговора и прекращении дела, юристы упирали на нарушение принципа гласности судебного разбирательства. Адвокат Оксана Маркеева процитировала Папу Римского Климента XII: «Если бы они не хотели делать зло, не боялись бы света». А адвокат Михаил Бирюков упомянул французского правоведа Шарля де Монтескье, когда критиковал приобщенные по ходатайству прокурора девять судебных решений по искам к оппозиции о возмещении ущерба на сумму более 9 млн рублей за акции 27 июля и 3 августа 2019 года в Москве. К ним Котов не имел никакого отношения. «Закон должен иметь одинаковый для всех смысл», — указал адвокат.

Прокурор Кирилл Моренко был краток. И хотя его речь не заняла много времени, она смогла удивить присутствующих. Ранее, в кассации, прокуратура просила снизить наказание осужденному, ссылаясь на то, что приговор суда, на ее взгляд, хоть и законен, но суров. Два прокурора тогда поддержали представление замгенпрокурора Леонида Коржинека, который просил смягчить Котову наказание до одного года колонии. Однако в Мосгорсуде прокурор Моренко неожиданно попросил снизить Котову наказание не до года, а до полутора лет.

Сам Котов в последнем слове сказал, что его «долг человека и гражданина — защищать невиновных». «Я от него не отказываюсь. Это мое третье последнее слово. Я готов произносить его дальше и дальше, столько, сколько будет нужно до моего оправдания», — подчеркнул он.

На новое апелляционное рассмотрение дело Котова направил 2 марта Второй кассационный суд, указав, что судебное следствие было неполным, так как по делу допросили не всех свидетелей.

Константин Котов, 34-летний программист из Москвы, стал фигурантом дела о неоднократных нарушения на митингах (ст. 212.1 УК РФ) после того, как в течение полугода пять раз (2 марта, 13 мая, 12 июня, 19 июля и 10 августа) был привлечен к административной ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях, получая штрафы и административные аресты. Котова задержали 13 августа, а на следующий день арестовали.

Тверской суд Москвы 5 сентября 2019 года приговорил Котова к четырем годам колонии, 4 октября Мосгорсуд оставил в силе приговор, 2 марта Второй кассационный суд общей юрисдикции обязал апелляционную коллегию Мосгорсуда заново проверить его законность. При этом судьи оставили Котова под стражей до 2 мая. Именно в кассации прокуратура попросила смягчить программисту приговор. В первый раз в апелляции обвинение просило оставить его без изменения.

Жалобу защиты об отмене приговора и прекращении дела поддержала уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова. Котов стал вторым в России осужденным по статье 212.1 УК РФ. Первым был Ильдар Дадин, получивший 2,5 года колонии. Впоследствии его приговор отменил Верховный суд, а Дадин отсудил у государства компенсацию.

Дело Котова получило широкий общественный резонанс. Глава государства 25 января поручил проверить его, а спустя два дня Конституционный суд РФ обязал пересмотреть приговор. Суд указал, что при вынесении приговоров по статье 212.1 УК РФ суды обязаны убедиться, что действия подсудимого на публичном мероприятии несли реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан или юридическим лицам или имуществу, окружающей среде, общественному порядку или безопасности. Неудобства, связанные с проведением публичных мероприятий (ограничение пешеходного движения, создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и другие), не могут расцениваться как такая угроза.

Покидая суд, адвокаты Котова заявили Business FM, что рады смягчению приговора, аплодировали судье и на радостях даже решили выпить шампанское. По подсчетам адвокатов, с учетом дней, проведенных в СИЗО, и зачетом их по формуле «день за полтора в колонии» к настоящему времени Котов отсидел 10,5 месяца. Он, действительно, имеет право подать ходатайство об условно-досрочном освобождении, однако пока не ясно, захочет ли воспользоваться этим правом. Адвокат Мария Эйсмонт сказала, что узнает это у активиста, когда навестит его.

Впрочем, защита не намерена останавливаться на достигнутом и вновь планирует попытать счастья в кассации, сообщила радиостанции другая защитница Котова Анна Ставицкая. Она до сих пор убеждена: даже 1,5 года для «совершенно невиновного человека — это много». По ее мнению, судьба активиста и принятое судом решение «не имеют никакого отношения к правосудию» и принималось «где-то там наверху». «Сначала они так решают, потом эдак, потом «разэдак», — прокомментировала она непоследовательную позицию гособвинения, которое в самом начале требовало для Котова 4,5 года, потом согласилось со сроком в 4 года, после предложило снизить наказание на год, а в итоге передумало и запросила 1,5 года колонии. «Это не правосудие. Котов с самого первого дня был невиновен», — подчеркнула она.

В свою очередь, Мария Эйсмонт считает, что, не прекратив уголовное дело, Мосгорсуд продемонстрировал «вопиющее издевательство над правом» и проигнорировал позицию Конституционного суда, который своим определением указал, что суды принимают незаконные решения, расходящиеся с его позицией.

К слову, пока дело Котова слушалось в апелляции, другой судья Мосгорсуда оставил в силе срок в 2 года, назначенный гражданскому активисту Сергею Суровцеву Тверским судом столицы. Он был осужден за то, что ударил командира взвода Росгвардии секцией металлического ограждения во время митинга оппозиции 27 июля прошлого года в Москве.

Однако были и позитивные новости: СИЗО Курска покинул другой гражданский активист, Никита Чирцов, которому на днях Мосгорсуд смягчил приговор. Он отсидел 11 месяцев за то, что толкнул полицейского в грудь.

А вот дело студента МГУ Азата Мифтахова, в поддержку которого выступал Котов и за которого «заработал» одну из «административок», Головинский суд не смог начать слушать. Заседание отложили на 18 мая. Как сообщила Business FM пресс-секретарь суда Александра Евдокимова, причиной стало то, что Мифтахова не доставили из СИЗО (изоляторы приостановили выдачу обвиняемых в суды с момента введения в городе карантина), а также болезнь двух других обвиняемых.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию