16+
Среда, 3 июня 2020
  • BRENT $ 40.19 / ₽ 2760
  • RTS1294.61
28 апреля 2020, 12:25 Авто

Водителей больше не смогут штрафовать через приложения?

Лента новостей

В новой версии КоАП могут закрепить норму, по которой комплексы автоматической фиксации должны «работать без воздействия на них человека»

Фото: АГН «Москва»

Приложения «Помощник Москвы» и «Народный инспектор» могут оказаться незаконными после введения новых поправок в Кодекс об административных правонарушениях, пишет газета «Коммерсантъ». С помощью этих приложений штрафуют водителей Москвы и Подмосковья за неправильную парковку — любой желающий может сфотографировать нарушителя.

В новой версии КоАП предлагается закрепить норму, по которой автоматические комплексы должны «работать без воздействия на них человека». Таким образом, фото со стационарных камер и треног будут правомочны, а со смартфона сознательного гражданина — нет.

С одной стороны, этическая сторона таких приложений вызывает вопросы, с другой — разве есть разница, как ловить нарушителя, силами людей или автоматики? Разница есть, и она принципиальная, говорит инициатор поправки, участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман.

Григорий Шухман участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации «Если речь идет о ручной фиксации, то есть большая зависимость от добросовестности и компетентности того, кто производит фиксацию. По тому же «Помощнику Москвы» было множество претензий у жителей, когда люди, которые просто хотели заработать баллы с целью получения бесплатных проездов, пропусков на выставки и так далее, ходили и щелкали всех подряд. Эта коммерциализация и привела к тому, что начали все больше возмущаться таким правоприменением. Поэтому и встал вопрос о том, что нужно наводить порядок. Там, где нет человека, исключен человеческий фактор, это автоматическая фиксация. При автоматической фиксации ошибки бывают, но они в этом случае системны, если камера настроена неправильно. Такие случаи были в Вологодской области: после профилактики камеру поставили под неправильным углом, и она начала массово завышать, это обнаружилось, но это все непреднамеренные ошибки».

За пять лет приложение «Помощник Москвы» скачали почти полмиллиона человек, ежегодно с его помощью штрафуют сотни тысяч граждан, точные цифры столичная мэрия не раскрывает. За отлов нарушителей пользователю начисляют баллы, которые можно потратить, например, на билеты в кино или новые футболки и рюкзаки.

В 2019 году пленум Верховного суда постановил, что подобные приложения не являются «автоматической фиксацией нарушений». Впрочем, это не помешало мэрии и дальше штрафовать физических лиц на 1500 рублей, а юридических лиц — на суммы до 300 тысяч рублей.

Даже после внесения поправок практика с использованием приложений в Москве не изменится, полагает автоюрист Сергей Радько.

— В прошлом году Верховный суд разъяснил, что для автоматической фиксации правонарушений можно использовать только те устройства, которые работают в автоматическом режиме, то есть без какого-либо вмешательства человека. Все эти приложения, которые используются в мобильном телефоне, о котором тоже Верховный суд говорил, что его нельзя использовать [для фиксации нарушений], работают только с участием человека. То есть человек увидел машину, которая не там припаркована, достал телефон, запустил приложение, сфотографировал. Сегодня в Москве есть такая парадоксальная ситуация, когда Верховный суд сказал, что использовать такие приложения нельзя, и какое-то время их даже не использовали, а потом все-таки московские суды опять стали признавать их использование законным, то есть вопреки разъяснению Верховного суда.

— На ваш взгляд, эти поправки в КоАП примут?

— Безусловно. Я думаю, что их примут, но в Москве по-прежнему продолжится фикция с тем, что «Помощник Москвы» называется автоматическим средством, хотя он даже не внесен в реестр средств измерений. Думаю, что в Москве практика не изменится.

— Оспорить штрафы будет легче?

— Оспорить будет легче в том случае, если эти нормы останутся в том варианте, которые предлагаются. Соответственно, шансы будут выше, хотя, конечно, такие постановления нужно не оспаривать, а просто не выносить, потому что если оно выносится заведомо незаконно, то возникает вопрос о компетенции того должностного лица, которое использует недопустимое для этого средство измерения или фиксации.

Московский департамент транспорта инициативу пока не комментирует. Проект нового КоАП поступит в правительство в мае.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию