16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 82.92 / ₽ 7643
  • RTS1178.02
13 мая 2020, 05:46 ОбществоМедицина
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

«Шведская модель» борьбы с коронавирусом. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

По показателю смертности в 32 человека на 100 тысяч населения Швеция оказалась далеко не самым опасным местом на Земле. Подойдет ли «шведская модель» другим странам?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Многие страны Европы в последние дни начали ослаблять карантинные меры, введенные из-за пандемии коронавируса. Однако Еврокомиссия уже предупредила об угрозе второй волны заболевания после того, как новые вспышки произошли в Германии. О новой волне эпидемии заговорили в Южной Корее и китайском Ухане.

В свою очередь, глава Роспотребнадзора России Анна Попова заявила, что ученые сходятся во мнении — коронавирус с нами надолго, и поэтому для сохранения здоровья и возвращения к привычному образу жизни необходимо выработать ряд правил. На этом фоне определенный интерес представляет опыт Швеции, где жестких карантинных мер введено не было вообще.

В последние дни власти Швеции все же несколько ужесточили политику в отношении коронавирусной инфекции. Было выделено примерно 220 млн долларов на усиление защиты пожилых граждан, оказавшихся наиболее уязвимой категорией. На это пошли после того, как была зафиксирована повышенная смертность среди обитателей домов престарелых. Это признали главным провалом шведской санитарной стратегии в условиях пандемии.

Среди умерших от COVID-19 лиц старше 70 лет половина пришлась как раз на обитателей домов престарелых. На начало этой недели в 10-миллионной Швеции было зафиксировано свыше 3200 смертей от коронавируса при общем числе заболевших более чем в 26 тысяч человек.

Однако по показателю смертности в 32 человека на 100 тысяч населения Швеция оказалась далеко не самым опасным местом на Земле. Если учесть, что в стране вообще не закрывались школы для учащихся младше 16 лет, а также университеты, фитнес-центры, рестораны, салоны красоты и магазины; вообще не вводилось жестких обязательных ограничений для граждан; не закрывались границы — из соседних стран туда приезжали на шопинг или даже в парикмахерскую. Работают даже ночные клубы. Массовые мероприятия запрещены лишь для численности свыше 50 человек.

Шведский показатель смертности примерно на уровне соседних Нидерландов, где карантин вводили. Однако Швеции далеко до Бельгии, где смертность на 100 тысяч на фоне жесткого карантина составила более 76 человек. В Испании — 57,2, в Италии — 50,9, в Великобритании — 48,2, во Франции — 39,8, в США — 24 на 100 тысяч.

Правда, в соседней Дании умерло от коронавируса лишь девять на 100 тысяч, примерно как в Германии. А в странах Балтии, Финляндии, Чехии и даже Румынии с Болгарией число умерших от коронавируса составило менее пяти человек на 100 тысяч.

Впрочем, каков будет итог борьбы с новой заразой в случае второй и последующих волн заболевания, не знает никто. Зато все знают, что в случае повторного закрытия на карантин тех стран, которые уже закрывались ранее, экономические потери будут намного серьезнее со всеми вытекающими социальными последствиями, в том числе в виде повышенной смертности.

Возможно, сейчас та же Америка, где консервативные республиканцы с самого начала указывали на шведский вариант как на идеальную санитарную модель, теперь тоже будет претендовать на то, что она идет по пути Швеции, открывая экономику на фоне стремящегося к 100 тысячам числа погибших. Как и Россия, где, правда, шведский опыт власти особо не пропагандировали. Однако решение о начале снятия карантинных ограничений, нельзя не заметить, у нас приняли на фоне следовавших один за другим суточных антирекордов по числу выявленных заболевших.

Тут стоит упомянуть о некоторых особенностях шведского общества. Там и до всякого коронавируса было принято держать социальную дистанцию. В стране низкая плотность населения, высокий уровень обеспеченности отдельными домами, а не клетушками в многоквартирных «человейниках».

Шведы отличаются высокой дисциплиной и гражданской сознательностью. Они готовы следовать советам властей, уровень доверия к которым в стране едва ли не самый высокий в Европе. Шведы сами, без принуждения, сократили посещение ресторанов и других общественных мест, резко ограничили путешествия, многие перешли на дистанционную работу.

Среди эпидемиологов сейчас идут споры относительно того, возникнет ли в ходе пандемии так называемый стадный иммунитет. Вакцины в любом случае не будет долго, а ожидать ее годами в карантине не сможет ни одна страна. Некоторые считают, что для такого иммунитета надо, чтобы переболели две трети населения, другие, что достаточно 40%.

В долгосрочном плане может оказаться, что, столкнувшись со второй, третьей волнами заболевания, многие страны все равно пойдут по шведскому пути, устав без конца сначала выходить из карантина, а затем закрываться снова. С той лишь разницей, что живут в этих странах совсем не послушные и сознательные шведы, готовые добровольно следовать рекомендациям своих властей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию