16+
Среда, 15 июля 2020
  • BRENT $ 41.98 / ₽ 2975
  • RTS1216.79
13 мая 2020, 19:43 Право
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

«Как заставить покупателя надеть маску?» Ретейлеры опасаются штрафов

Лента новостей

«Почему мы должны нести ответственность за покупателя, причем в таком колоссальном размере?» — говорит генеральный директор сети «Магнолия» Владислав Зуб

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Ретейл опасается штрафов за то, что покупатели ходят без масок. Об этом Business FM рассказали представители бизнеса. Во многих российских регионах введен масочный режим. Он распространяется и на поход в магазины. Могут ли супермаркеты контролировать ношение масок и что им делать, если это противоречит другим законам?

Что делать — непонятно, говорит генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб. По его словам, московские управы обязывают магазины не пускать покупателей без масок. Таков московский закон — без средств защиты нельзя даже выйти на улицу, иначе штраф от четырех тысяч рублей.

Но у ретейлеров есть другие законы. Это закон о торговле, Гражданский кодекс, который обязывает продавца продать покупателю товар. И у потребителей тоже есть право на то, чтобы зайти в магазин и купить то, что им хочется. Разумеется, о масках в этих сводах документов ничего не сказано — они писались в другие времена.

Получается, что продавцы между молотом и наковальней. С одной стороны, они не имеют права не пустить покупателя внутрь без средств защиты. С другой — если к ним придут проверяющие и, не дай бог, увидят внутри человека без маски, то торговую точку могут наказать. Штраф в сотни тысяч рублей за каждого безмасочного и угроза закрытия. Ситуацию комментирует генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб.

Владислав Зуб генеральный директор торговой сети «Магнолия» «Как заставить покупателя надеть маску, для нас непонятно. В то же время почему мы должны нести ответственность за покупателя, причем в таком колоссальном размере, тоже непонятно. Как с этим бороться, пока ни управа, ни Роспотребнадзор не знают. Постановление есть, оно противоречит закону о торговле. Получается, здесь правовой вакуум. Я думаю, что примерно в течение одной недели все устаканится, но просто мы опасаемся, что сейчас придут, начнут нас штрафовать, как это было с выделенными линиями на полу, когда это только ввелось, активно это контролировалось — наличие разметки на полу».

Business FM опросила несколько юристов. Они сразу предупреждают: именно юридического комментария дать не могут. И говорят, что мы в принципе в последнее время живем вне правовой плоскости. С одной стороны, магазины должны подчиняться местным законам. С другой, они не в силах контролировать состояние защищенности от вируса каждого конкретного клиента.

У ретейлеров и полномочий таких нет. Даже если покупатель что-нибудь украл в магазине, то охранник из ЧОПа не имеет права его обыскивать, это прерогатива государственных ведомств. Охранник может задержать, но если превысит полномочия, то на это есть уголовная статья, а если превысит с применением насилия, то может сесть на три года.

Контроль за масками, согласно федеральным законам, примерно то же самое. И тем не менее, видимо, магазинам все-таки придется подчиняться местным постановлениям, предполагает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей ЛинецкийАлексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «По всей видимости, придется каким-то образом закрыть глаза на неисполнение закона о торговле и неких статей Гражданского кодекса, которые в данный момент входят в противоречие с этим постановлением. Приходится ретейлу выбирать из двух зол меньшее, выбирать то постановление, которое является наиболее приоритетным на сегодняшний день, и выполнять прежде всего его, чтобы не нарваться на колоссальные штрафы».

Я сам видел объявления на дверях магазинов: согласно такому-то постановлению, вход в магазин без маски запрещен. И в то же время видел, как гололицые люди смело заходили в магазины и никто им слова не говорил, разве что злобно косились другие покупатели в масках.

Но были и перегибы на местах. Например, в Новосибирской области на кассах отказывались обслуживать покупателей, пока те не купят в этом же магазине маску. В Удмуртии власти обязали все торговые сети обеспечивать клиентов средствами защиты. За свой, разумеется, счет. Безмасочных же надо попросить покинуть торговый зал. Если откажутся — вызвать полицию.

Правда, пока она приедет, покупатель наверняка попробует воспользоваться гарантированными ему правами на вход в супермаркет. Если же охрана будет слишком ретива, то все может закончиться драками и, как отмечено выше, уголовными делами.

Есть магазины, которые раздают маски бесплатно. Но с учетом нынешней стоимости изделий это дорого. Разве что заложить траты в цены на продукты, если конкуренция позволит. В течение дня 13 мая Business FM пыталась получить от московского департамента торговли ответ на вопрос: как должен магазин контролировать ношение масок покупателями? Комментарий на момент публикации материала в редакцию не поступил.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию