16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.88 / ₽ 7991
  • RTS1129.50
30 мая 2020, 14:22 Политика

«Они не справились». США разорвали отношения с ВОЗ

Лента новостей

Об этом заявил Дональд Трамп. Также он анонсировал санкции против Пекина и сказал, что Штаты более не считают Гонконг автономным от властей материкового Китая

Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Фото: Jonathan Ernst/Reuters

Обновлено в 21:20

Дональд Трамп объявил о разрыве отношений с ВОЗ и анонсировал санкции против Китая. По словам президента Соединенных Штатов, Всемирная организация здравоохранения вместе с Китаем пыталась скрыть масштаб пандемии коронавируса.

В апреле США временно приостановили финансирование ВОЗ, позже Трамп выдвинул организации ультиматум: он дал ее руководству 30 дней на реформу управления. Организация, по его словам, должна доказать свою независимость от Китая. Но требования выполнены не были, заявил американский президент на специально созванной пресс-конференции, сообщает ABC.

«Поскольку они не справились с проведением столь необходимых реформ, о которых их просили, с этого дня мы разрываем наши отношения с ВОЗ и перенаправляем эти средства другим организациям, работающим на глобальном уровне и обеспечивающим срочные нужды здравоохранения».

Членский взнос США в ВОЗ — почти 500 млн долларов в год. Это почти 15% всего бюджета организации. При этом, как ранее отмечал Трамп, Китай ежегодно платит около 40 млн долларов.

На пресс-конференции президент США рассказал о новой стратегии отношений с КНР. ФБР начнет операцию по борьбе с научным шпионажем в американских университетах. Белый дом уже опубликовал документ, согласно которому в США больше не смогут въехать китайские студенты и преподаватели без американского вида на жительство. Также Комиссия по ценным бумагам займется проверкой отчетности всех китайских компаний, зарегистрированных на американских биржах.

Трамп покинул пресс-конференцию, не ответив на вопросы журналистов. Возможно, он знал, что его будут спрашивать о протестах в городах США, которые начались после убийства афроамериканца полицейскими Миннесоты.

В своем Twitter американский президент заявил, что демонстранты «оскверняют память жертвы», и добавил, что «если начнутся грабежи, то мы начинаем стрелять». Ситуацию комментирует эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

— Я думаю, что Трамп на стороне тех, кто применил такие средства по отношению к афроамериканцу. Дело в том, что та ксенофобия, которая исходит от нынешней американской власти, достаточно очевидна, и они ее почти что и не скрывают. Поэтому Трампу просто нечего сказать, он не может проявить солидарность с теми, кто протестует, да и, в общем, ситуация действительно сложная. Но тот факт, что полиция применила такие меры, которые привели к смерти задержанного, говорит только о том, что очень многие в американской полиции и вообще среди американских правых очень довольны Трампом, а Трамп очень доволен ими.

— Возвращаясь к заявлениям президента США по поводу разрыва отношений с ВОЗ: что ожидаемо и неожиданно было в его словах?

— Я думаю, что это ожидаемо было на сто процентов, никаких других вариантов у Трампа просто не оставалось, он должен показать свою крутизну, решительность. Если Трамп ставит ультиматум, значит, он должен быть либо выполнен, либо должны последовать какие-то жесткие меры с его стороны. Они последовали. Я думаю, что теперь американские 500 млн долларов предстоит платить Китаю, и ВОЗ будет очень сильно ограничена в средствах.

— Гораздо более серьезная сейчас по масштабу проблема — это то, какие санкции начинает вводить Трамп против Китая. Как вам кажется, то, что он делает в отношении Китая, это некая продуманная стратегия?

— Я думаю, что это комбинация. То, что отношения с Китаем будут портить, и будут портить умышленно, это было ясно давно. А то, что это произошло именно таким образом, это он проснулся, и его левая нога ему сообщила. Сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, была просчитываема после того, как Китай пошел на первую часть экономической сделки. А если кто-то каким-то образом дал себя почувствовать слабым в отношениях с Америкой, можно не сомневаться, что будет продолжение, и продолжение специфическое, мягко скажем.

— Сейчас поступают самые первые комментарии по поводу слов Трампа насчет Китая, говорят, что холодная война начинается. Но на самом деле мы про холодную войну между Вашингтоном и Пекином не первый год слышим. Чем сегодняшняя ситуация отличается от того, что было раньше?

— Я думаю, что раньше все-таки, особенно со стороны Китая, было желание отложить, желание уступить, но договориться. Пространства для этого становится все меньше и меньше. И если Трамп останется президентом после выборов, то ситуация будет очень сильно и очень заметно ухудшаться. Если к власти придет Байден, он попробует это ограничить, нажать на тормоза.

Ответ Китая будет скорее сдержанным, власти КНР сейчас совсем не настроены на эскалацию конфликта, считает профессор МГИМО, директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов Алексей Воскресенский.

— Все-таки позиция Китая — это найти консенсус с США. Любая открытая конфронтация просто мешает внутреннему развитию.

— Заявление о приостановке поддержки ВОЗ что может значить для организации? Может быть, Китай увеличит в таком случае свою поддержку, увеличивая влияние на ВОЗ?

— США делали такие же вещи в том числе и с ЮНЕСКО, были такого рода скандалы. Надо посмотреть, чем это реально закончится. В принципе, международные организации всем нужны. Мне кажется, что здесь вопрос о влиянии не стоит. Я думаю, что, если Соединенные Штаты в этом смысле уменьшат или прекратят финансирование ВОЗ, они сами столкнутся с проблемами. Дело в том, что ясно совершенно в ходе пандемии оказалось, что развитые государства многие, включая США, оказались не готовы ко многим вещам, с которыми они столкнулись. И если в этой ситуации еще дополнительно будет нанесен удар по ВОЗ, то ничего хорошего из этого ни для кого не будет. Что будут делать китайцы? Я думаю, китайцы будут исходить из прагматичных соображений. Речь идет не о влиянии, речь идет о том, что международные организации нужны всем для выполнения своих функций.

Также Дональд Трамп заявил, что теперь Штаты больше не считают Гонконг автономным от властей материкового Китая и планируют лишить город особого статуса торгового партнера США. Это ударит по Гонконгу как по мировой бирже. Вслед за США из Гонконга могут уйти и другие западные игроки, говорит житель города, русский гид Евгений Лисовой.

— Деятельность всех финансовых центров в Гонконге может перестать существовать. Иностранные офисы крупных компаний могут отсюда просто уехать.

— Это не является обязательным требованием закона, это будет являться реакцией на этот закон, компании сами уйдут?

— Да. Когда с западной точки зрения, западных стран, Гонконг перестанет быть безопасным местом для мировых инвестиций, денежным потоком, особенно для иностранных компаний.

— А что касается общей концепции, ведь жалко было бы потерять Гонконг как финансовый центр, потому что все-таки один из крупнейших в мире. Не обсуждается никак реакция китайских властей, реакция на реакцию, что все сбегут просто?

— По логике, так и есть, странно было бы ожидать от китайской власти, чтобы это произошло, потому что они на этом теряют, им выгодно было иметь Гонконг, в каком виде он был.

Решение США об отказе в преференциях Гонконгу связано скорее с тем, что этот экономический центр уже много лет сдает свои позиции, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр ДушкинАлександр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Есть очень старая азиатская пословица: торчащий гвоздь забивают. Гонконг был, безусловно, торчащим гвоздем на территории Китая, потому что у него были особые правила. В Гонконге не только движение левостороннее, в Гонконге уникальное налоговое законодательство, там минимальный налог на корпоративную прибыль, отсутствие налога на дивиденды, отсутствие налога на импортируемые товары, то есть там все совершенно иначе. Когда я впервые познакомился с Гонконгом, я понял, что это только вопрос времени, когда будет сближение между Гонконгом и материковым Китаем по всем правилам, поскольку он просто был слишком хорош. На мой взгляд, Китай не та страна, которая будет вести переговоры в принципе. И вообще, был один из интереснейших вопросов: почему Китай не сделал то, что обычно нужно делать с восставшим городом: вводить туда войска? Почему Китай этого не сделал? Я думаю, что ответ на этот вопрос находится в Европе. Это главный экспортный рынок для Китая, важнейший рынок для него. И европейские политики были более доброжелательны, чем североамериканские, потому что в североамериканской политике двухпартийный, двухпалатный консенсус строго против Китая. Наверное, Европа бы, увидев ввод войск, конечно бы, сказала: «Нет, ни в коем случае, все, мы разрываем с вами отношения». Я думаю, что мы просто идем к этому моменту истины, когда станет безусловно ясно, что Гонконг — это территория Китая, что он будет постепенно лишаться всех звездных привилегий, что те, кто вложился в недвижимость Гонконга, будут очень сильно удивлены перспективой. Перспектива очень сомнительная. Стало ясно, что будет очень странно иметь фантастические цены на недвижимость в этом городе, притом что это больше не тот самый удивительный город, что это больше не мост, меняющий мир и Китай. В вопросе о финансовом рынке Гонконг теряет статус восьмой или девятый год подряд, свою ценность. Он не восстанавливался. Его пик могущества был в 2010-2011 годах. Гонконг превратился в некий региональный финансовый центр с постепенно убывающей ценностью».

События вокруг Гонконга — это очередная политическая игра. Реакция глобальных рынков может быть панической, но в итоге ничего серьезного не произойдет, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений КоганЕвгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ «Чтобы понять, что происходит в нашем мире, просто нужно посмотреть американский фильм «Хвост виляет собакой». Очень скоро выборы в Америке. События, которые происходят, очень простые. Всегда надо разыгрывать какую-то карту. Кто-то должен быть виноватым, кто-то должен нести ответственность за какие-то события. Вот, собственно, и все. Гонконг сегодня — это удачная и интересная разменная карта, а Америка сегодня пытается найти виноватого смерти более 100 тысяч человек, это действительно серьезно. Поскольку напрямую с Китаем враждовать сложно, то можно играть в карту Гонконга. Во-первых, Китай всегда хотел распространить свою власть более серьезно на Гонконг. С другой стороны, Китаю во многом выгоден немножко независимый Гонконг, то есть как бы единство и борьба противоположностей. Иногда будет казаться, что ужас, все пропало, Гонконг — это уже часть Китая, политики начнут мериться тем, чем у них положено мериться. В итоге рынки будет трясти, но все закончится достаточно хорошо, потому что никому не нужны реальные проблемы. Сегодня мир — это картинка, и картинку надо великолепно разыгрывать, что, собственно, говоря, политики и делают, все остальное — это уже требуха».

С утра жители Гонконга, как сообщает ТАСС, массово скупают доллары в обменных пунктах, опасаясь усиления санкций.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию