16+
Воскресенье, 12 июля 2020
  • BRENT $ 41.72 / ₽ 2951
  • RTS1245.65
26 июня 2020, 12:00

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня обсудим итоги погрузки за первые пять месяцев года. Падение составило 4,5%. Причины все те же — резкий спад деловой активности на основных товарных рынках из-за пандемии. Основной вклад в негативную динамику внесли самые массовые грузы железных дорог — уголь и нефть и нефтепродукты. Что легко объяснимо: потребности в топливе на фоне закрытия стран сильно сократились. Хотя, во-первых, есть надежда, что ситуация будет постепенно выправляться. А во-вторых, полного падения спроса все-таки не случилось, комментирует управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфра Проекты» «Основной негатив вокруг угля, он не меняется. Надо ждать улучшения конъюнктуры. По остальным грузам ситуация, в общем-то, выправляется, произошел конъюнктурный спад и определенное снижение спроса по всему миру и в нашей стране. При этом спад перевозок не отражает полного спада спроса. По сути, экспортные направления все загружаются».

Сегодня мы хотим уделить предметное внимание важнейшему сегменту — контейнерным грузоперевозкам. Если весь грузооборот последние месяцы падает, то контейнеры показывают отличные результаты — плюс 14%. Можно сделать вывод, что грузоотправители в период сложной ситуации сделали выбор в пользу самого надежного и комфортного с точки зрения логистики вида перевозок. Контейнеры привлекательны тем, что с их помощью без перегрузки можно менять несколько видов транспорта. При этом растет как экспорт в контейнерах, так и внутренние перевозки, замечает наш эксперт.

«Экспорт растет достаточно активно, растет внутренняя перевозка, которая является очень хорошим показателем активности передовой части экономики. Ситуация на самом деле удивительна, потому что в те годы, когда рос весь грузооборот, внутренние перевозки в контейнерах особо не росли. А теперь весь грузооборот не растет или даже падает по многим позициям, а контейнерные перевозки растут. Они показали большую привлекательность клиентов, несмотря на свою пока еще невысокую долю. Они очень привлекательны для клиентов, когда необходимо подробно считать время, деньги и все показатели по логистике».


Рост наблюдается практически по всем группам товаров. Исключения — нефтеналив и перевозки автомобилей. Это понятно, с учетом того, что автозаводы только начали открываться и работают в лучшем случае на половину мощности. Отдельно скажем про транзитные перевозки в контейнерах. Китайская экономика постепенно восстанавливается, Европа смягчает карантинные меры. А транзит из КНР в Евросоюз через Россию железнодорожным транспортом оказался гораздо привлекательнее, чем автомобильным и морским.

«Транзит растет по всем направлениям. И через Казахстан из Китая на Россию, на Европу, далее через сухопутные границы России и Китая, России и Монголии. Небольшим образом растет с Дальнего Востока транзит, из дальневосточных портов. В общем, в любом случае рост 50% и рекордные 60 тысяч условных контейнеров за месяц всего транзита перевезены по системе Российских железных дорог. Такого не было никогда в принципе».


Сложилась уникальная ситуация. Из-за пандемии в зарубежных странах грузоотправители могут очень долго ждать в очереди. В то время, как путь товаров через Россию сработал как отстроенный механизм: все четко и вовремя. Звучит как парадокс, но транзит через нашу страну по железной дороге в некоторых случаях получался быстрее, чем авиаперевозка.

«Я думаю, что рекорды еще будут устанавливаться, потому что интерес и активность всех игроков мировых растет. Российские железные дороги и все компании, которые участвуют в процессе транзитном, показали очень серьезную надежность по сравнению с коллегами в морских перевозках. Никаких отмен, никаких задержек, никаких проблем с доставкой, все четко, внятно. Мало того, как я понимаю, что в какие-то месяцы — в марте, в апреле — по скорости, даже не по цене, конкурировали с авиадоставкой. Получалось по железной дороге из Китая в Европу быстрее доставлять, нежели авиатранспортом. Поэтому очень привлекательная оказалась и заранее подготовленная услуга эта транзитная, поэтому такой результат».

В заключение еще раз об аутсайдерах — угле и нефтиналиве. Падение за пять месяцев обусловлено не только ситуацией с коронавирусом, но и другой объективной причиной — аномально теплой зимой. Ну а сейчас, когда мировые экономики хоть и медленно, но приходят в себя, есть основания надеяться на рост спроса на топливо, а значит, и на улучшение ситуации с грузоперевозками.

Также несколько слов о лидерах. Строительные грузы за пять месяцев показали рост более чем на 4%. Все объемы идут на нашу внутреннюю стройку. Напомним, эта отрасль в России первой начала выходить из коронавирусной ловушки. Да и кредитные программы с государственной поддержкой, надеемся, тоже внесут свой вклад. И есть информация, что рост погрузки строительных грузов на железных дорогах продолжился и в июне, причем более высокими темпами. В следующий раз поговорим об этом подробнее и подведем итоги грузоперевозок за полгода. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию