16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.92 / ₽ 8199
  • RTS1176.77
5 июля 2020, 16:36 Технологии

В США нашли замену российским ракетным двигателям

Лента новостей

Компания United Launch Alliance сообщила, что уже получила первый ракетный двигатель BE-4, разработанный основанной Джеффом Безосом Blue Origin. Этот двигатель призван заменить российский аналог — РД-180

Двигатель BE-4.
Двигатель BE-4. Фото: N2e

Американская компания United Launch Alliance (ULA) получила первый тестовый ракетный двигатель BE-4, разработанный основанной Джеффом Безосом Blue Origin. Об этом сообщается на странице ULA в Twitter.

Сейчас на коммерческих и военных ракетоносителях «Атлас-3» и «Атлас-5» используется только российский РД-180.

ВЕ-4 будут устанавливать на новую ракету-носитель Vulcan, первый запуск которой запланирован на 2021 год. В ближайший год американский двигатель будет проходить испытания.

НПО «Энергомаш» начало поставку РД-180 в США в конце 90-х. И сейчас этот двигатель больше нигде не используется, говорит независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов.

— Это был крупный контракт, который в момент его заключения тупо спас компанию «Энергомаш» и все российское двигателестроение. Разумеется, если бы его не было, пришлось бы как-то изгаляться, государственное финансирование требовать и так далее. А тут удалось обойтись чисто коммерческими способами. Говорить о замене еще рано, просто у этих изделий сильно разные статусы. Наш РД-180, понятно, это серийно производимый в течение уже 15 или 20 лет двигатель с идеальным послужным списком. BE-4 — машина, конечно, интересная, но он пока ни разу не летал. Так что доказать, что это реальная замена, можно только после первых нескольких полетов.

— На данный момент американцы зависят от поставок наших РД-180?

— Конкретно ракета «Атлас-5» ни на чем другом, конечно, летать не может и не будет. Но, насколько я понимаю, американцы закупили достаточный запас, года так на три примерно эксплуатации «Атласов», так что реальной зависимости нет. И потом, мы не против их до сих пор им продавать. В Штатах есть в запасе изделий 20.

— Есть ли момент зависимости России в данном случае от США, в том смысле, что РД-180 только на «Атласах» вроде бы и использовался.

— Пока да. Есть планы ставить его на новые российские ракеты, но до них гораздо дальше, чем до американского Vulcan.

ВЕ-4 разрабатывался специально для замены поставок из России. В 2015 году на фоне введения антироссийских санкций американский конгресс запретил закупать РД-180. Но вскоре Вашингтон был вынужден вернуться к российским силовым установкам, поскольку не смог найти им замену.

Ухудшение отношений между странами ускорило процесс разработки альтернативных двигателей, отмечает эксперт космической отрасли Вадим Лукашевич.

Вадим Лукашевич эксперт космической отрасли «Изначально, когда они покупали РД-180, они покупали не просто двигатели, они покупали технологию их производства. Полагалось, что они будут их собирать у себя. Для этого была проделана очень большая работа по переводу чертежей нашей изометрической системы, где у нас миллиметры, сантиметры, метры, в английскую систему, где у них дюймы, футы и так далее. Потом, когда эта вся работа была сделана, стало понятно, что двигатели, которые они будут собирать, — это фактически другие двигатели, похожие на наши, их нужно будет опять испытывать, опять доводить, это колоссальная работа. И они ничего не выиграли. Именно поэтому они, имея на руках весь комплект чертежей, проведя определенную технологическую подготовку для серийного производства, пошли по пути покупки двигателей у нас. Для них это дешевле. Это, опять же, говорит о том, насколько сложен процесс производства двигателей — не только проектирование, а просто налаживание серийного производства. Из-за того что мы им стали говорить «летайте на батутах», мы попытались провести через Думу контрсанкции против Boeing, им стало понятно, что с русскими долгосрочные отношения вести рискованно. Именно поэтому они пошли по пути создания своих кораблей для доставки астронавтов, что сейчас они уже сделали, и по двигателям».

Контракт на поставку РД-180 в США истекает в 2022 году. До этого времени для обеспечения нацбезопасности разрешено закупить 18 двигателей. О том, продолжится ли сотрудничество Вашингтона с российским «Энергомашем», пока не сообщается.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию