16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.55 / ₽ 8239
  • RTS1186.79
22 июля 2020, 23:53 Общество

Из московской мэрии ушел глава департамента образования и науки Исаак Калина

Лента новостей

Он возглавлял департамент последние десять лет. Учителя вспоминают, что при Калине исчезли языковые школы, лицеи и гимназии превратились в обычные образовательные учреждения, а директорами назначались не учителя, а менеджеры

Исаак Калина.
Исаак Калина. Фото: ТАСС

Обновлено 23 июля в 9:52

Глава департамента образования и науки Исаак Калина освобожден от должности в связи с переходом на другую работу, говорится в указе мэра Москвы. Он стал советником мэра, сообщил Сергей Собянин.

На протяжении последних лет учителя и родители не раз обращались с петициями к мэру с просьбой сменить главу департамента образования. Но, как пишет газета «Коммерсантъ», Калина оставался непотопляемым и ушел явно по собственному желанию, незадолго до 70-летия.

Исаак Калина перешел из федерального Минобрнауки в столичное правительство в 2010 году, сразу после прихода Сергея Собянина. Как пишет «Ъ», Калине поручили изменить «лужковскую» систему городского образования. Она сформировалась еще в 1990-е, ее отличительными особенностями были многочисленные «московские» надбавки педагогам и директорам, а также выделение группы «элитных» и «продвинутых» лицеев-гимназий.

К концу 2000-х такая ситуация уже не устраивала федеральный центр: в «лужковской» системе правительство видело лишь финансовые злоупотребления и угрозу социального расслоения в разных районах столицы. Калина провел слияние и оптимизацию школ, а также создал образовательные комплексы на базе «сад — школа».

Многие педагоги и родители воспринимали такие новации в штыки и выходили на митинги против объединения элитных школ с обычными районными. Калина же все объяснил на огурцах: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».

Выплаты «надбавок» сменились системой доплат в зависимости от рейтингов учителей и школ. Департамент внедрил аттестацию педагогов и начал ставить неблагонадежным учителям так называемые черные метки. Все это не нашло понимания у педагогов и директоров старой закалки, привыкших к уважительному отношению со стороны чиновников, — в образовательной среде ходят легенды о том, как жестко глава департамента распекал провинившихся. Московские родители разместили петицию с требованием отставки чиновника, а в прошлом году появилось обращение с просьбой провести прокурорское расследование действий Калины.

Нельзя сказать, что эти годы позитивно отразились на качестве столичной системы образования, считает сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.

Чем запомнится это десятилетие в московском образовании? Во-первых, реорганизацией, так называемой оптимизацией школ. Знаменитыми словами, что «дети как огурцы в банке будут». Постоянным давлением на директоров. Тем, что московские директора стали зависимыми, и перед каждой планеркой они боялись, а вдруг Калина будет говорить именно о них. Введением в Москве новой системы оплаты труда, которая вызывает, мягко говоря, неоднозначные оценки. И, разумеется, Московская электронная школа — это тот вопрос, который особо ярко встал в связи с дистанционным обучением, когда весь интернет был заполнен плачем родителей, что она не работает, и плачем учителей, что она абсолютно некачественная, что она никакая.

Как вы считаете, что ожидает сферу образования дальше, есть ли какие-то надежды на улучшение?

Ничего не могу сказать. Не знаю ничего о его преемнике. Вряд ли человек, только назначенный на эту должность, будет что-то кардинально менять.

Преемником Калины стал его заместитель Александр Молотков. Ему 50 лет. Он окончил Московский инженерно-строительный институт и Московский городской университет управления столичного правительства. В 2011 году пришел в департамент образования, работал над госпрограммой «Столичное образование», занимался вопросами развития государственно-общественного управления в образовании.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию