16+
Суббота, 15 августа 2020
  • BRENT $ 45.00 / ₽ 3280
  • RTS1323.80
30 июля 2020, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги погрузки за первое полугодие. Сразу к главной цифре. Падение за период с января по июнь 2020 года составило 4,5%. Ничего удивительного в этом нет, полгода прошли под знаком пандемии и закрытия ведущих экономик. Плюс к этому тенденция, которая наметилась еще в конце прошлого года: общее ухудшение конъюнктуры мировых товарных рынков. Тем не менее, можно говорить и о положительном тренде. Страны постепенно открываются. И в июне спад замедлился, отмечает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Сергей Белов.

Сергей Белов заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Ситуация улучшается. Июнь стал самым низким по спаду месяцем, начиная с марта, — минус 4,4%. До этого падение каждый месяц составляло более 5%. Сейчас наблюдается своеобразное плато. В годовом исчислении спад погрузки держится на уровне 4,5%. Железнодорожники работают активно, чтобы обеспечить посткризисный запуск экономики: подписываются соглашения с грузоотправителями, применяются стимулирующие тарифные решения, скидки. Кризис — это время возможностей. И то глобальное нарушение цепочек поставок, которое возникло в рамках коронавируса, создает определенные возможности для российских экспортеров.

Главный вклад в негативную динамику традиционно внес самый массовый груз железных дорог — каменный уголь. С начала года погрузка твердого топлива сократилась на 10%. Это следствие не только падения мирового спроса из-за пандемии, но и аномально теплой зимы. Также снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов. Что тоже не удивительно, топливно-энергетический комплекс пострадал от коронавируса сильнее других.

Как отмечало Международное энергетическое агентство, в первом полугодии зафиксировано крупнейшее падение потребления угля за последние 70 лет. Здесь сказывается влияние пандемии. Так, суда, пришедшие в морские терминалы на Дальнем Востоке, должны перед погрузкой в течение двух недель находиться в зоне карантина. Если говорить про другой массовый груз: по нефти и нефтепродуктам мы фиксируем ускорение общего падения, минус 16% в июне, минус 7% за полгода. К спаду подталкивают перевозки внутри страны — минус 13%. Негативное влияние оказывает сокращение производства ряда основных нефтепродуктов — бензина и топочного мазута.

Заметим, что в июне отставание по погрузке угля уже меньше 5%, в сравнении с результатами прошлого года, а в экспортном направлении зафиксирован рост — плюс 2%, в том числе в адрес российских портов — плюс 1,5%. Еще одна важная номенклатура — строительные грузы. Они в лидерах. За полгода рост составил 5%. А в июне, в разгар строительного сезона, погрузка выросла на 8%. Эта отрасль в России закрывалась совсем ненадолго. Также никто не отменял национальных проектов по строительству жилья и автодорог. Стройка — барометр экономики и то, что погрузка растет, внушает оптимизм. Еще один лидер — зерно.

В июне произошел колоссальный рост на фоне низкой базы — плюс 57% к июню прошлого года. Результат за полугодие — плюс 16,9%. Драйвером выступает экспорт, за полгода показатель — плюс 35%, то есть экспорт зерна по железной дороге вырос на треть. Росту погрузки также способствует принятое государством в феврале решение о субсидировании перевозки сельхозпродукции из нескольких регионов. Оно будет действовать до 31 августа 2020 года.

Еще один позитивный сегмент, о котором мы не раз рассказывали, — контейнерные перевозки. Это самый современный и удобный способ доставки грузов. Они выросли на 15%, а транзит по направлению Китай — Европа — Китай прибавил почти 24%. Такие перевозки дороже, но сейчас огромное значение имеет скорость, замечает наш эксперт.

Главный позитив — это колоссальный рост контейнерных перевозок. Итоги полугодия — плюс 14,5% к аналогичному периоду прошлого года. В июне у нас произошло ускорение этого роста — плюс 22% к июню прошлого года. Бум идет на фоне приоритета скорости над ценой, в рамках восстановления после коронавируса. Железная дорога забирает транзитный груз Азия-Европа с моря. И со стороны РЖД в этом направлении осуществляется определенная поддержка — скидка до 40% на возврат порожних контейнеров.

Рост погрузки контейнеров произошел по большинству номенклатур: промышленное оборудование, бумага, лесные и строительные грузы. А нефтеналив, несмотря на общее падение, в контейнерном сегменте сохранился на уровне 2019 года. Исключение составили автокомплектующие. Заводы только начинают приходить в себя после пандемии. Будем надеяться, что рано или поздно погрузка восстановится и в этой отрасли. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию