16+
Воскресенье, 3 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7115
  • RTS837.81
14 августа 2020, 14:21 Политика

Георгий Бовт: обращение Лукашенко явно неадекватно сложившейся ситуации

Александр Лукашенко осудил массовые забастовки на промпредприятиях. Светлана Тихановская призвала провести в выходные мирные собрания в каждом городе

Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко. Фото: Максим Гушек/BelTA/Reuters

Обновлено в 19:45

Александр Лукашенко 14 августа на совещании с Совбезом охарактеризовал ситуацию с протестами в стране: «Не скажу, что катастрофа какая-то или уж слишком перенапряжена ситуация, но проблем хватает». Слова президента Белоруссии приводит «Белта».

«Видим сегодня действующих лиц. Как мы и говорили, заводаторами (так в источнике. — BFM.ru) этого всего и организаторами являются люди из заграницы. В первых рядах идут люди с криминальным прошлым, притом приличным криминальным прошлым. Ну и наши — где дети, где не совсем уже дети.

Я не могу сегодня предъявить претензии к кому бы то ни было. Не могу. Потому что вы видите, как развивается ситуация. Единственное, попрошу и министра, и других: мы все-таки славяне, если уже человек упал и лежит, его не надо избивать. То есть должен быть определенный тормоз. Опять же как человек военный, я понимаю: когда ты в казарме всю жизнь, можно сказать, военную спишь рядышком (тот же ОМОНовец 20-летний — чей-то ребенок), рядом живем уже второй год… И когда подло (это вот не по-мужски) заезжают со спины и бьют этих ребят — милиционеров… И парень напополам переломился, позвоночник поломан, он на всю жизнь инвалид.

Не высовывайтесь вы сейчас на улицы! Поймите, что вас и наших детей используют как пушечное мясо! Сегодня уже понаехали сюда из Польши, Голландии, Украины, с этой «Открытой России», Навального и так далее, и тому подобное. Уже агрессия началась против страны.

Скажите, а как военному человеку действовать? Мне что делать в этой ситуации? Вы хотите, чтобы я сидел и ждал, пока Минск вверх перевернут? Так мы потом не стабилизируем обстановку. Поэтому надо остановиться, взять голову в руки и успокоиться. И дать нам навести порядок, разобраться с теми, кто приехал сюда».

Требования протестующих становятся более конкретными, 14 августа выступили трудовые коллективы белорусских предприятий, а Лукашенко продолжает бездействовать. Он оказался в очень сложной ситуации, отмечает политолог Георгий Бовт.

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «То, что на улицу выходят уже рабочие коллективы, это для Лукашенко плохой знак. В его сегодняшнем выступлении не было снова никаких политических посланий, примиряющих протестующих, звучали обиды и обвинения против них. В принципе, если забастовочное движение продержится достаточно долго, то Лукашенко будет стоять перед трудным выбором. Я не думаю, что он станет стрелять на поражение в рабочих, тем более потому что это однозначно будет его конец. Наверняка тогда дрогнет уже кто-то из силовых структур, и это кончится конфликтом внутри них. Но и терпеть длительные забастовки вместе с уличными акциями он не сможет. Экономика страны будет полностью дезорганизована. На постсоветском пространстве нет прецедентов масштабного забастовочного движения против действующих властей. Этого не было ни в одной стране постсоветского пространства. Были уличные манифестации, но именно забастовок не было. Это скорее польский вариант намечается. Лукашенко, конечно, говорит, что он никуда не убежит и будет до конца отстаивать свою власть. Это похоже на правду, но трудно сказать, как поведет себя человек перед страхом смерти. В данном случае ожесточение в обществе может дойти до того, что это будет угрожать жизни Лукашенко, если не будет никаких переговоров о его, скажем, безопасности и так далее. Среди предполагаемых стран, куда он может побежать, Россия значится далеко не на первом месте. Я не думаю, что его здесь примут. Я думаю, что он может направиться, например, в Турцию».

Ранее Александр Лукашенко опроверг сообщения о том, что покинул страну. На совещании по работе строительной отрасли он напомнил о негативной стороне забастовок, которые начались по всей стране. Белорусский президент отметил, что остановка работы выгодна иностранным конкурентам.

«Я пока живой и не за границей, как тут некоторые наши уважаемые «свядомыя» раскручивают. Сейчас пытаются раскачать трудовые коллективы. В тяжелые времена пандемии никого не наклоняли, не заставляли, и здесь тоже мы никого не должны держать. Если люди хотят работать — пожалуйста, вот работа, приходите, работайте. Но если человек не хочет работать, мы же его на аркане не затащим. Поэтому просто людям, коллективам надо объяснить, что если, к примеру, нормально работающее предприятие, слава богу, «Беларуськалий», если они забастуют на два дня, то «Уралкалий» и «Компотекс» — россияне-конкуренты и канадцы — перекрестятся и быстренько на рынок поставят то, что хотят поставить. Что касается МТЗ, МАЗа и так далее — ради бога, вы сегодня не произведете десять тракторов, не поставите их на рынок — завтра немцы приедут с американцами, привезут свою технику, россияне тоже перекрестятся. Поэтому людям надо это объяснить. Как мне доложили, на МАЗе или МТЗ был пример один: там 20 человек решили высказать свое мнение, бросили работу и пошли. Завпроизводством говорит: хорошо, идите, ребята, у меня людей хватает, вся эта зарплата вот этих людей. Завернулись, обратно пошли на работу».

Большое видеообращение опубликовала Светлана Тихановская. Она поблагодарила всех участников мирных акций и забастовок и призвала мэров белорусских городов к диалогу с протестующими.

«Я хочу сказать спасибо каждому человеку, каждому избирателю, который проголосовал за меня, за перемены в нашей стране, и нас, сторонников перемен, большинство. Этому есть документальное подтверждение — копии протоколов. Там, где комиссии посчитали голоса честно, моя поддержка составила от 60% до 70%, а в Новой Боровой — 90%. Белорусы никогда больше не захотят жить с прежней властью, в его победу большинство не верит. Мы всегда говорили о том, что защищать наш выбор нужно только законными, ненасильственными способами, а мирный выход граждан на улицу власть превратила в кровавую бойню. Ситуация критическая, нам нужно остановить насилие на улицах белорусских городов. Призываю власть прекратить это и пойти на диалог. Я прошу всех мэров городов 15 и 16 августа выступить организаторами мирных массовых собраний в каждом городе».

В штабе Виктора Бабарико заявили, что оппозиция настаивает на проведении до 15 сентября новых выборов. Как отмечается в распространенном заявлении, для честного голосования нужно наблюдение международных организаций, новые избирательные комиссии, новый ЦИК, видеонаблюдение, открытый подсчет голосов. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Пока насилие не стихает, и протесты приобретают новый масштаб. Пока забастовок не много, но, может быть, они раскочегарятся, и тогда режим Лукашенко ждут трудные времена. Что касается насилия, то, вопреки своему прошлому призыву, Тихановская сейчас выглядела более решительно. Она хотя и призывает не допускать насилия, однако призывает к акциям протеста. Видимо, там, где она сейчас находится, в Литве, ее как-то приободрили, потому что в прошлом видеообращении она выглядела испуганной и явно боялась за судьбу своего мужа, который сидит в тюрьме, и своих детей. Но, видимо, ее убедили в том, что Лукашенко не будет идти на крайние меры. Я допускаю даже, что до Лукашенко довели сейчас с Запада (а может быть, и с Востока, кстати, тоже), что ему не стоит переступать «красные линии» и убивать, например, членов семей своих оппонентов. Лукашенко по-прежнему, видимо, не понимает или не хочет понять чрезвычайность положения, и его обращение явно неадекватно сложившейся ситуации. Он по-прежнему не делает никаких политических ходов и не дает никаких политических оценок. То, что он сказал, это не политические оценки, а ругательства в адрес протестующих. У оппозиции тоже появился вполне внятный и конкретный лозунг: проведение новых выборов, обозначена дата до 15 сентября, обозначены условия. То есть требования оппозиции обрастают определенным мясом и более четко теперь формулируются. Это то, за что можно выступать, в том числе как во время забастовок, так и на улицах. Более того, угроза санкций по отношению к тем, кто причастен к нынешним подавлениям протестов, может испугать в том числе и каких-то членов избирательных комиссий. Если, например, ЕС завтра заявит, что члены и руководители избиркомов, которые замечены в фальсификациях, подвергнутся европейским санкциям, эти люди просто перестанут столь массово фальсифицировать подсчет голосов. До сих пор, кстати, против условных директоров школ никакие санкции не вводились, но мне кажется, что это может стать реальностью применительно к Белоруссии. И то, что силовики, глава МВД начинает извиняться по телевизору, это первый признак, пока еще очень робкий, но признак слабости. Это значит, что если столь масштабные протесты продлятся еще неделю, и тем более если они будут разрастаться до сколь-либо массовых забастовок, то это станет поворотным моментом в судьбе режима Лукашенко».

В предвыборной программе Тихановской отмечалось, что после победы на выборах 9 августа она собирается провести новые честные выборы и уйти из политики. У протестов тоже нет единого центра. Пока неизвестно, кто бы мог повести за собой жителей страны, говорит политолог, аналитик компании «Белапан» Александр Класковский.

— Штаб Тихановской наполовину разгромлен. Уехала также и Вероника Цепкало — жена одного из незарегистрированных претендентов. Мария Колесникова остается пока в Белоруссии, она делает какие-то заявления, но тоже я бы не сказал, что штаб Тихановской является каким-то важным центром тех процессов, которые сейчас развиваются. Пока это все децентрализованный протест, и в этом как раз его слабость. Многое будет зависеть сейчас от самоорганизации гражданского общества Белоруссии.

— Цепкало не возьмется за такую тяжкую ношу, на фоне победы Тихановской повернуть в свою сторону, организовать некий альянс?

— Цепкало сейчас за границей, в этом его слабое место, потому что практика показывает, что все белорусские оппозиционные политики, которые эмигрировали, независимо от причин, быстро теряли влияние на процессы, теряли свою популярность. Некогда был популярнейший политик, лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк, он более 20 лет назад эмигрировал в США, продолжает писать какие-то прокламации, но его уже, по-моему, никто не читает и не слушает. Валерий Цепкало несколько дней назад объявил инициативу о создании комитета национального спасения, но это даже не в фокусе внимания. И я думаю, вряд ли люди, которые сейчас в Белоруссии поднялись против режима, будут искать какого-то варяга в виде Цепкало. Раз уж уехал, так уехал.

ЦИК Белоруссии подвел окончательные итоги президентских выборов. Как сообщает ТАСС, действующего президента поддержали 80,10%, Светлану Тихановскую — 10,12%.

Тихановская заявила, что ее штаб готов к диалогу с властями, и объявила о создании «координационного совета для обеспечения трансфера власти». «В этот координационный совет должны войти все, кто заинтересован в диалоге и мирной передаче власти — трудовые коллективы, партии, профсоюзы и другие организации гражданского общества», — написала она. Условия для диалога с властями — освобождение всех задержанных на протестах и возбуждение уголовных дел против тех, кто отдавал приказы избивать и стрелять в людей. Тихановская также попросила «международное сообщество и европейские страны» помочь наладить диалог с властями Белоруссии.

Кандидат в президенты Андрей Дмитриев сообщил, что ЦИК отклонил все жалобы на непризнание результатов выборов. «Мы идем в Верховный суд!» — написал он в своем телеграм-канале.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала к дополнительным санкциям против белорусских властей. При этом, по ее словам, ограничения не должны касаться народа Белоруссии. В пятницу во второй половине дня в формате видеоконференции состоится внеочередной Совет ЕС по иностранным делам: главы МИД 27 стран обсудят итоги выборов и протесты в Белоруссии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию