Авторство без прав: архитекторы — о законодательных гарантиях, бездумном воровстве и неконтролируемых нюансах
Лента новостей
Кабмин утвердил «дорожную карту» по изменению регулирования интеллектуальной собственности. Как архитекторы оценивают ситуацию в сфере защиты их авторских прав?
Правительство РФ утвердило направленную Минэкономразвития «дорожную карту» по изменению нормативного регулирования интеллектуальной собственности. Как сообщается на официальном сайте Минэкономразвития, «карта» состоит из 24 мероприятий, ключевая цель которых — развитие института интеллектуальной собственности и превращение ее в ликвидный коммерческий актив. Реализация «дорожной карты» позволит усовершенствовать правовую базу по защите результатов интеллектуальной деятельности и поддержке ее авторов, полагают в министерстве.
На рынке недвижимости главные интересанты защиты авторских прав — архитекторы и дизайнеры. На улице дизайнеров — правда, только столичных — небольшой праздник: в декабре прошлого года в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) запустили новые сервисы для защиты прав интеллектуальной собственности в сфере дизайна. Сервисы, основанные на технологии блокчейн, закрепляют, фиксируют и защищают объекты и результаты деятельности дизайнеров и к тому же способствуют прозрачности диалога между дизайнером и производителем.
Как отмечает председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна МТПП Анастасия Крылова, слова которой приводят «Известия», «это настоящий прорыв»: «Дизайнеры боятся показывать свои проекты, свои мысли, делиться с производителем, производители не могут выстраивать нормальный человеческий диалог с дизайнерами, и это все тормозит развитие дизайна в нашей стране, тормозит процесс импортозамещения именно в креативной сфере и в продвижении Made in Russia».
Ну а что архитекторы? Как они оценивают текущее положение дел в сфере защиты их авторских прав? И вообще, существует ли для них эта тема? Своим мнением с BFM.ru поделился партнер архитектурного бюро AI-architects Иван Колманок.
Иван Колманок партнер архитектурного бюро AI-architects «До конца непонятно, как патентное право работает в архитектуре с точки зрения заработка. Например, изобретатель придумывает полезный с технической точки зрения узел, патентует, налаживает производство и на этом зарабатывает. В архитектуре же все иначе: здесь нужно отделять понятия «интеллектуальная собственность» и «авторское право». При составлении договора на проектирование объекта заказчик и исполнитель прописывают, что заказчик приобретает интеллектуальную собственность и становится ее правообладателем. При этом авторское право оторвать от автора невозможно, его защищает закон. В случае недобросовестного разрыва отношений между сторонами авторское право — гарант, что исполнитель (автор) получит положенные деньги. Если заказчик получил проект, не заплатил и реализовал его, автор идет в суд и спокойно отсуживает деньги. В моей практике был случай, когда заказчик взял проект, набил на него свои штампы и пошел перепродавать новому заказчику. После перепродажи появился факт воровства авторства. Часто можно даже не идти в суд с таким вопросом — авторы проекта пишут прецедентное письмо, где рассказывают о факте и чем это закончится для недобросовестной стороны. Заказчик понимает, что шансов выиграть дело нет. Делая проект станции метро «Шереметьевская» в Москве, я как автор находился в творческом диалоге с португальским архитектором Алвару Сиза Виейрой, обращался к его работам. Я считаю его великим архитектором, и я думал, каким бы образом он решал мою задачу. Это в корне отличается от воровства — когда я бы взял картинку его проекта и перерисовал. Мне удалось показать свой проект Алвару Сиза. Он оценил. Если бы я все сделал на основе воровства, то получил бы обвинение».
По мнению архитектора, существует тонкая грань между бездумным воровством и проектами, продиктованными нахождением в пространстве, где все ищут ответы на вопросы. «Специалисты вбрасывают новые идеи в развитие архитектуры и дизайна, и прекрасно, что другие люди используют эти идеи. Я расстроюсь, если меня обманет заказчик, возьмет работу и реализует без моего ведома. А если кто-то переработает мой проект и это классно реализует, я только обрадуюсь. Когда работе подражают, она точно хорошая», — уверен Иван Колманок.
А вот еще один собеседник BFM.ru, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин, считает, что во взаимоотношениях архитектора и заказчика все далеко не безоблачно и, как только проект выходит на этап реализации, его автор-архитектор часто вынужден признать: «Бесправие — мое второе имя».
— В работе с государственными компаниями и компаниями с государственным участием, согласно принятым в 2018 году поправкам в 223-й федеральный закон о закупках, архитектор обязан передавать исключительные права на произведение в полном объеме и без ограничений, включая право переработать произведение и тиражировать его. Та же практика существует и во взаимодействии с частными компаниями: авторское право на архитектурное произведение в подавляющем большинстве случаев полностью переходит к заказчику. Сроки и детали передачи прав оговариваются в договоре — без этого он просто не будет заключен. Более того, согласие архитектора на передачу авторских прав зачастую прописывается в требованиях тендера, то есть на самом начальном этапе. Заказчиков можно понять — они стремятся застраховаться от возможных рисков.
— А к чему приводит такой подход?
— Автор архитектурного произведения, таким образом, практически лишен возможности влиять на дальнейшую судьбу проекта и контролировать его реализацию на всех этапах. Реализация проекта — дело долгое, без изменений практически не обходится. При этом далеко не все заказчики, получив права на произведение, бережно относятся к архитектуре. Очень часто компании заказывают архитектурную концепцию звездному архитектору, а дальнейшую работу по проекту поручают менее известным подрядчикам. Кроме того, не все архбюро берутся за разработку рабочей документации — это сложный трудозатратный процесс, требующий определенных компетенций. В рамках профессиональной этики подрядчики должны бы согласовывать с автором проекта вносимые изменения, но далеко не все, к сожалению, этой этики придерживаются. С большой вероятностью от смены подрядчиков серьезно страдает качество проекта в целом.
Удобно, когда проект — от креативной идеи до разработки документации и реализации — ведет компания полного цикла, нацеленная на постройку здания или сооружения, а не просто на выполнение работ по определенному сегменту. Автор проекта делает эскизы, понимая, как все это будет выглядеть и работать в реальности, а потом в согласовании с заказчиком может трансформировать свою идею под меняющиеся условия и вводные, корректировать авторские решения, не нанося ущерба проекту. Если заказчику важно выполнить проект тонко и красиво с архитектурной точки зрения, он выберет компанию, обладающую именно такими компетенциями.
— И что, удается отстоять не только и не столько даже ваши права, сколько сами проекты?
— Мы всегда стараемся до конца отстаивать качество архитектурных решений, но, как видно из сложившейся ситуации, у архитектора нет реальных рычагов воздействия. Безусловно, нужны прозрачные нормативно-правовые механизмы, регулирующие вопросы защиты интеллектуальной собственности в архитектуре, позволяющие сохранить авторский замысел. Теоретически — новый закон об архитектурной деятельности, проект которого находится сейчас в разработке. Предполагается, что защита интересов архитекторов, в том числе в области авторского права, а также усиление роли архитектора в архитектурно-строительном процессе — главные задачи нового законопроекта. Но пока он еще сырой, работы над ним предстоит много.
Важный аспект проблемы — отсутствие работающих механизмов, регулирующих искажения объекта в процессе эксплуатации. Это касается, например, такой банальной истории, как установка кондиционеров на фасаде жилого дома. Несмотря на то что в современных проектах предусмотрены корзины для кондиционеров, соответствующие эстетике проекта, зачастую жильцы устанавливают кондиционеры в непредусмотренных местах. Так возникает визуальный шум, меняющий архитектурный облик здания. То же самое касается остекления балконов, замены окон и так далее. Эти нюансы не контролируются, процесс их регулирования идет медленно — например, лишь недавно запретили вешать кондиционеры на памятники архитектуры.
По словам архитектора, во многих развитых странах к контролю относятся гораздо серьезнее. «Там регулируется все — от высоты зданий до покрытия кровли и направления конька на крыше. Таким образом, формируется качественная, гармоничная городская среда», — заключает Сергей Никешкин.