16+
Вторник, 29 сентября 2020
  • BRENT $ 42.23 / ₽ 3340
  • RTS1166.86
12 февраля 2010, 12:02 Банки, вклады и кредиты

Fiat и Sollers вынесли вердикт «АвтоВАЗу»

Лента новостей

Анонсированные вчера совместные планы Fiat и Sollers выглядят очень масштабно и свидетельствуют о намерении партнеров превратить новое СП в лидера российского автопрома. Станет или нет новое СП последним звонком для «АвтоВАЗа», пока под вопросом

Fiat-Sollers станет вторым крупнейшим игроком по сборке пассажирских автомобилей на отечественном рынке после альянса Рено-АвтоВАЗ. Фото: РИА Новости
Fiat-Sollers станет вторым крупнейшим игроком по сборке пассажирских автомобилей на отечественном рынке после альянса Рено-АвтоВАЗ. Фото: РИА Новости

Анонсированные вчера совместные планы Fiat и Sollers выглядят очень масштабно и свидетельствуют о намерении партнеров превратить новое СП в лидера российского автопрома. Станет или нет новое СП последним звонком для «АвтоВАЗа», пока под вопросом

Вчера на церемонии подписания соглашения о создании СП Fiat и Sollers Владимир Путин сообщил, что российское правительство рассмотрит возможность выделения новому производителю кредита сроком на 15 лет. При этом он не исключил, что даже с учетом того, что «длинные деньги» будут выделены по субсидированной ставке, срок окупаемости кредита будет длительным.

До этого премьер провел совещание, на котором присутствовали главы двух госбанков: ВТБ — Андрей Костин и ВЭБа — Владимир Дмитриев. Эксперты полагают, что обещанные предприятию 2,1 млрд евро будут выделены по линии ВЭБа, а в случае необходимости к проекту может быть дополнительно привлечен и ВТБ. Условия финансирования предусматривают пятилетнюю отсрочку по выплате основного долга. Кроме того, власти выделят грант в размере 100 млн евро на разработку новой модели класса С в рамках финансирования НИОКР по важнейшим инновационным проектам. Также предполагается субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации экспортной программы, и выделение целевой субсидии в 30 млн рублей органам занятости Татарстана для опережающего обучения и подготовки кадров. В реализации проекта будет задействован целый ряд регионов РФ, где есть соответствующая компетенция и подготовленные кадры, включая город Тольятти. Что касается итальянцев, то их вклад в основном сведется к передаче технологий и управленческому дирижированию.

Как считает замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, участие российской стороны в проекте по крайней мере на первых порах, скорее всего, действительно ограничится сугубо финансовыми вливаниями.

«С одной стороны, правительство старается затянуть в Россию на любых условиях крупных производителей, причем затянуть не для отверточной сборки, как работает примерно 20 компаний, а для строительства серьезного завода на полмиллиона машин. С другой стороны, сейчас ни одна крупная компания не будет инвестировать в российский автопром напрямую, — комментирует Business FM эксперт. — Ни Renault, который работает с ВАЗом, не собирается вкладывать деньги реальные, живые, ни Fiat, у которого денег нет, поскольку он предпочитает работать на американском рынке с Chrysler, акционером которого и стал. А вот отобьются когда-то в ближнем будущем эти государственные деньги или нет — сказать невозможно».

Еще до начала работы СП Fiat и Sollers в этом году запустит новую модель, которой станет бюджетный седан C-класса Fiat Linea, а в среднем стоимость моделей из предполагаемой линейки СП будет в диапазоне от 7 до 15 тысяч долларов.

«Производство автомобилей в рамках созданного совместного предприятия «Sollers-Fiat» начнется через 2-2,5 года», — пообещал гендиректор Sollers Вадим Швецов. На первоначальном этапе Sollers и Fiat намерены развивать производство до 100 тысяч автомобилей в год, через 2-2,5 года объемы выпуска достинут 300 тысяч машин в год, а 500 тысяч автомобилей партнеры планируют производить к 2016 году. Не менее 10% выпускаемой продукции будет поставляться на экспорт.

Пока планы СП предусматривают выпуск 9 моделей наиболее востребованных в России классов. По данным агентства Reuters, к 2016 году партнеры планируют выпускать две модели класса B (60 тыс. в год), две модели класса C (200 тыс.), одну — класса D (50 тыс. ), а также четыре модели внедорожников (110 тыс.). При этом шесть из этих моделей будут выпускаться на базе новой глобальной платформы Fiat-Chrysler сompact wide, а продаваться они будут под брендами Fiat, Chrysler и Jeep. Стоимость платформы (150 млн евро) будет учтена в капитале СП, также как и стоимость производственных мощностей завода «Соллерс - Набережные Челны». Целевой уровень локализации в рамках нового проекта составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач, а также создание нового технопарка по производству автокомпонентов.

При прогнозируемом росте российского авторынка до 3,4 млн штук в 2016 году СП планирует занять долю в 12% и стать лидером в сегментах легковых автомобилей классов C и D, а также в сегменте внедорожников. Однако производства Sollers, рассчитанные на выпуск 75 тысяч авто в год давно уже не работают на полную мощность, и, по данным AEB, в январе было реализовано всего 3196 таких машин (-14% по сравнению с годом ранее).

Аналитик ИК «ВТБ Капитал» Елена Сахнова очень осторожно смотрит на планы продажи новым СП до 500 тысяч автомобилей в год даже через несколько лет.

«Даже к 2017 году мне такой объем представляется слишком оптимистичным. И хотя проект, скорее всего, ждет успех, но он рискует стать долгосрочным и затянется сильнее, чем думают участники сейчас. Впрочем, для России проект выглядит неплохо, потому что приобретаются новые технологии. А это главное, что сейчас нужно для серьезно отставшего российского автопрома», — заявила Business FM аналитик.

А главный редактор журнала «Автомир» Антон Максимов допускает, что CП Fiat-Sollers станет последней каплей для «АвтоВАЗа». «Фактически мы сможем наблюдать не замену «АвтоВаза», а скорее второй приход Fiat в Россию. Это СП будет вторым по мощности после «АвтоВаза» в стране, и, учитывая, что у них есть планы и по экспорту продукции, я думаю, что и государство, и банки, скорее всего, сосредоточатся на этом проекте, а «АвтоВАЗ» пустят в свободное плавание. А что будет происходить на «АвтоВАЗе», вероятно, в значительной степени будет зависеть только от Renault».

Напомним, пока что лидирующий в России «АвтоВАЗ» установил в январе антирекорд, продав всего 17,3 тысячи автомобилей, что на 41% меньше, чем за тот же месяц год назад, и занял 23,3% рынка. По итогам 2009 года продажи концерна сократились на 44% — или до 349,49 тысяч машин, хотя бренд и увеличил свою долю на рынке с 21,2 до 23,8%. План «АвтоВАЗа» на 2010 год предусматривает производство примерно 446 тысяч автомобилей, в том числе около 40 тысяч на экспорт. Планируется также изготовить около 51 тысячи сборочных автокомплектов. Выйти на операционную прибыль «АвтоВАЗ» намерен уже ко второй половине 2010 года, а первая модель обновленного модельного ряда — минивэн на платформе седана Renault Logan — должна появиться ближе к 2011 году.

Кстати, французский автоконцерн Renault, владеющий 25% пакетом акций ОАО «АвтоВАЗ», в 2009 году понес из-за российской компании убытки в размере 370 млн евро, которые добавились к 117 млн евро потерь в 2008 году. Всего же по итогам 2009 года французский автопроизводитель потерял 3,068 млрд евро, в том чиcле 902 млн от Nissan и 301 млн от Volvo.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию