16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
2 октября 2020, 21:12 ОбществоМедицина
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Кто и как будет проверять соблюдение требования властей Москвы о переводе персонала на удаленку?

Лента новостей

Власти Москвы призвали работодателей перевести на удаленку не треть, а половину офисных работников и пригрозили штрафами. Как бизнес относится к новым предписаниям?

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 22:53

Столичные власти призвали работодателей перевести с 5 октября на удаленку не треть, а половину офисных работников, если предприятие не связано с промышленностью, торговлей и сферой услуг. По оценкам мэрии, треть от всех работников офисов в Москве — это около 2 млн человек.

Тем, кто не переведет на удаленку треть офисных работников, грозят штрафы до 300 тысяч рублей. Возникает вопрос: кто и как будет проверять соблюдение этого требования? Опрошенные Business FM работодатели с самого начала пандемии сами ни разу не сталкивались с такими проверками. И, кстати, не особо представляют себе, как они могут выглядеть. Ситуацию комментирует управляющий партнер компании Webster Константин Ковалев.

Константин Ковалев управляющий партнер компании Webster «Обыкновенная работа компании, которая занимается в той или иной степени каким-то продажным бизнесом, там около 25-30% персонала — это постоянный состав, это бухгалтеры, какие-то административные работники, а большей частью там сейлзы, которые находятся постоянно на местах, поэтому даже при проведении проверки вы не обнаружите больше 30% в том случае, даже если они будут работать на 100%, кому и предполагалось работать. Поэтому, конечно, сама по себе проверка в настоящий момент носит все-таки рекомендательный характер, потому что нет никакого законодательства, нет ничего, что реально регламентирует такого рода сложную ситуацию, как нужно себя вести. Я лично до конца не понимаю».

Управляющий партнер компании Balashova Legal Consultants Елена Балашова сама с проверками не сталкивалась, но вот к ее партнерам Роспотребнадзор приходил. И особенно зачастил в последние дни. Причем коллеги жалуются на то, что проверяющие структуры проверяют не только численность удаленщиков. В ход идут все нормы и требования, выработанные за время пандемии, говорит Елена Балашова.

Елена Балашова управляющий партнер компании Balashova Legal Consultants «Действительно, приходит все чаще Роспотребнадзор, особенно в крупные бизнес-центры, и проверяет не только, какое количество сотрудников было переведено на удаленную работу, но и всевозможные журналы учета средств индивидуальной защиты, масок, выдавались ли уведомления о переводе работников на дистанционную работу и так далее. То есть могут запрашиваться штатные расписания, приказы о переводе людей на удаленный режим, дополнительные соглашения, например к трудовым договорам. Дальше проверяются уже технические документы, журналы ведения этого всего. Недавно у нашего одного партнера проверяли даже наличие отдельного количества швабр, например для уборок отдельных помещений, то есть сейчас, оказывается, и швабры должны быть разделены в офисе. Одна швабра для офисного помещения, другая швабра для санузла и так далее».

Собеседники Business FM отмечают, что с задачей перевести на удаленку до 50% персонала они справятся без особого труда. Многие в офис не возвращались с весны. Но не все. Каждый из опрошенных редакцией работодателей говорит, что часть сотрудников все-таки вышли на работу в офлайн, как только это стало возможным.

То есть новые требования мэрии частично разгрузят дороги и общественный транспорт. Но возникает вопрос: уберет ли это с улиц те самые 2 млн москвичей, о которых говорят власти. Ведь многие из тех, кто с удаленки не возвращался, свободно ездят по торговым центрам, ресторанам и так далее. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что тот трафик, который мы видим сейчас, по большей части рабочий.

Михаил БлинкинМихаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Чтобы дать цифры по наполнению, по пробкам, это объективные, цифровка есть вся. А вот какая там доля поездок культурно-развлекательных и так далее, можем смотреть только по наполнению кинотеатров, ресторанов или торговых центров. Оно сильно снизилось. Но здесь у меня нет цифр, я могу говорить о субъективных впечатлениях. Все эти поездки — деловые, и это вопрос не о том, что люди просто так ездят по городу в кино или ресторан. Нет, сейчас об этом речь не идет. Люди ездят по делу».

В рестораны и в торговые центры москвичи пока тоже ходят. Business FM попросила отраслевых экспертов сравнить посещаемость этих объектов в конце сентября в доковидные времена с фактической на сегодняшний день. Ситуацию комментирует президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Игорь БухаровИгорь Бухаров президент Федерации рестораторов и отельеров России «Мы, конечно, испытали отложенный спрос, который был. Но мы не восстановились сегодня по товарообороту к прошлому году. Как только Сергей Семенович выступил, мы на 20% снизились».

Данные по торговым центрам озвучил руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев.

Владислав Фадеев руководитель отдела исследований JLL «Примерно на 10-15% посещаемость торговых центров сейчас ниже, чем была год назад. К чему приведут ограничения? Она, безусловно, еще упадет».

Очевидно, что люди, которых вернут из офисов домой работать, по своим личным нуждам передвигаться по городу продолжат до тех пор, пока им это не запретят. Пойдут ли власти на тотальный локдаун, как весной, вопрос открытый. Так же, как и вопрос, почему мэрия не ужесточает правила проезда в общественном транспорте.

Ранее неоднократно говорилось о том, что одним из самых эффективных, простых и дешевых способов снизить темпы распространения коронавируса были бы запрет на проход в метро без маски и регулярные масочные рейды в самой подземке с большими штрафами за нарушение масочного режима. Но только с условием, что граждан о подобных мерах предупредили бы заранее, чтобы дать им время подготовиться.

О том, куда ездят москвичи в эти дни, Business FM решила спросить столичных таксистов. Рассказал водитель такси Андрей.

— Мы интересуемся передвижениями граждан, поскольку многих москвичей сейчас переводят на удаленку.

— Я слышал эти новости на Business FM.

— Нам интересно, а куда сейчас ездят люди: на работу или по каким-то своим делам — в гости, в торговые центры?

— Как и обычно. С утра на работу все, днем по делам, вечером с работы. Как было, так и осталось.

— Лично вы носите маску или перчатки?

— Если ко мне пассажир садится в маске, я тоже надеваю маску, если без маски, смысл мне тогда ее надевать? Перчатки я пробовал в начале пандемии, в марте, работал в перчатках несколько часов. У меня кожа слезла с рук. Я не надеваю перчатки. Если остановят для проверки Роспотребнадзор или ГАИ, то да, у меня они есть.

— От своих пассажиров вы не требуете?

— Нет, я не требую, потому что на каком основании я могу требовать? Я не контролирующий орган, чтобы требовать это. Остановят, будут проверять, я за себя отвечу, а пассажир будет за себя отвечать.

Некоторые таксисты говорят, что Роспотребнадзор в совместных рейдах с ГИБДД начал штрафовать водителей за отсутствие перчаток. Причем штрафы выписываются как юрлицу, то есть на 30 тысяч рублей. Однако ни один из наших собеседников с такой ситуацией не сталкивался. Среди знакомых оштрафованных за отсутствие перчаток тоже нет, говорит таксист Дмитрий.

— Честно говоря, не сталкивался. В основном больше штрафуют такси за несоблюдение каких-то правил, которые они выдумывают, типа тех шашечек, которые на крыше, их должно быть именно девять, а не меньше и не больше. Больше они к такси придираются в этом плане.

— Сами вы маску и перчатки носите в машине?

— Скажу откровенно: нет, потому что это невыносимо, это невозможно.

— А от пассажиров такого не требуете?

— Не требую, это дело каждого, и я не имею таких полномочий, чтобы человеку указывать. Это, я считаю, вообще столкновение нас лбами, граждан. В магазин заходишь, и не обслуживают из-за того, что нет маски или перчаток. Это нарушение прав потребителя, то опять-таки продавец, как и таксист, не имеет права требовать от другого гражданина надеть маску.

— А была ли у вас такая ситуация, что пассажир в машине сидит и говорит вам надеть маску?

— Было такое, женщина попросила надеть маску. Это я тоже понимаю. За все время пандемии один раз такое произошло.

— Куда сейчас ездят люди? Куда вызывают такси — на работу или в ресторан, в торговый центр?

— Куда угодно и откуда угодно. Торговые центры, магазины, бары, клубы, на работу, на встречи и все прочее. Сейчас прямо, как прежняя жизнь.

Татьяна Голикова призвала россиян носить маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию, чтобы избежать самоизоляции. По словам вице-премьера и главы федерального оперштаба, до 85% заболевших коронавирусом не соблюдали санитарные меры, а рост заболеваемости в России серьезный, но ожидаемый.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию