Через пандемию в 5G-сети: к чему готовится телеком-рынок
Лента новостей
В чем специфика перехода на новую инфраструктуру в России
Технологический мир ждет «бума 5G»: с одной стороны, пандемия подталкивает операторов к внедрению современных сервисов, требующих обновленной инфраструктуры. С другой — даже самые терпеливые производители уже выпустили пользовательские устройства, готовые к 5G. В России, как обычно, не обходится без своей специфики. Однако весь рынок смотрит в одну сторону, и рано или поздно мы все-таки попадем в 5G-сети.
Руководитель департамента по работе с операторами связи в России и СНГ компании Cisco Валентин Рыжиков в интервью BFM.ru рассказал о том, с какими трудностями пришлось столкнуться операторам связи из-за пандемии, как они с этим справились и куда движется телекоммуникационный рынок.
Пандемия коронавируса поменяла многое: сейчас говорят о «новой нормальности», в которой оказался весь мир. Если говорить о рынке телеком-операторов, с которыми вы работаете, были ли какие-то проблемы или сложности, связанные с массовым переходом к работе не из офисов?
Вторая сложность — взрывной рост подключений к каналам VPN, которые авторизуют внешних абонентов в корпоративных сетях. Вот тут ситуация показала, что сети, в большинстве своем, не рассчитаны на то, что все сотрудники компаний или их большая часть начнут подключаться из дома. Стандартно закладывается некая доля — к примеру, 10% сотрудников. Есть редкие исключения — например, компания Cisco, которая уже более 10 лет практикует удаленную работу — у нас было заложен значительно больший процент удаленных сотрудников, но даже у нас в первое время были технологические сложности: мы были вынуждены оперативно масштабировать шлюзы доступа в корпоративные сети, для того чтобы все сотрудники компании с 16 марта работали из дома. Операторы сотовой связи, в том числе с помощью наших сотрудников, которые отвечают за сервисную поддержку, так же очень быстро разворачивали шлюзы доступа в корпоративные сети своих клиентов.
Интересный момент: насколько мне известно, в Москве все ноутбуки были выкуплены в течение первых двух недель самоизоляции из-за того, что компании стали активно переходить на удаленную работу. И до июня было очень сложно купить ноутбук вообще, а особенно недорогой корпоративный ноутбук. Потому что спрос был колоссальным. Никто не рассчитывал на такой массовый переход к мобильным рабочим местам. Предпосылки были, но далеко не все успели до пандемии.
Возникла ли потребность со стороны операторов или их клиентов в быстрой реализации неких новых сервисов, которые не были востребованы до пандемии?
Некоторые аналитики считают, что пандемия подстегнула технологический бум. В частности, речь идет о более быстром, чем ранее можно было рассчитывать, внедрении следующего поколения мобильной связи — 5G. При этом в России до сих пор нет определенности ни с частотами, ни со сроками. Когда же нам ждать развертывания коммерческих сетей 5G?
Вообще, нужно разделять сети 5G на автономные (SA, Standalone Access) и неавтономные (NSA, Non-Standalone Access). 5G NSA — это продолжение развития технологии LTE, в которой меняется только радиодоступ. Базовая станция становится 5G-Ready. Но с точки зрения внедрения новых сервисов такая сеть мало чем отличается от сети LTE, кроме скорости доступа, но все-таки обеспечивает более высокую пропускную способность для абонента. Таких сетей — 5G NSA — в мире построено много. Это, прежде всего, сети американских операторов — T-Mobile, Verizon, AT&T. Вся Корея покрыта таким «5G», в Японии, в Китае тоже есть такие сети. Это достаточно хорошо развитая технология, и на текущий момент достаточно большое количество сетей в мире работают на 5G NSA.
Что же касается 5G SA — то это именно та технология, которая подразумевается, когда говорят о развитии новых сервисов, таких как AR, VR, connected cars, IoT и тому подобных. Но мы на текущий момент еще не знаем всех сервисов, которые будут работать на сетях 5G. Мы можем предполагать. Но что конкретно будет востребовано рынком — никто не знает. Что можно точно сказать — в сетях 5G появится большое количество новых сервисов, о которых мы сейчас даже не думаем. Мы это проходили и с внедрением стандарта 4G, и еще раньше, с внедрением 3G. Можно привести такой пример: когда строились 3G-сети, предполагалось, что будет очень востребованы видеозвонки. Но оказалось, что видеозвонки практически не использовались, основным сценарием стал веб-серфинг. Вот что-то подобное нас может ждать при внедрении 5G. Пока коммерческих SA-сетей в мире практически нет (есть одна, в США T-Mobile первой в мире запустила коммерческую сеть 5G SA, построенную на оборудовании Cisco. — Прим. ред.), мы можем только теоретизировать на этот счет. Как только такие сети станут коммерчески доступными массово — мы получим новые сервисы, которые будут предлагать операторы.
Скорее всего, у операторов есть некие планы долгосрочного развития с горизонтом в несколько лет. Какие тут есть тренды, исходя из того, что из ваших решений востребовано операторами?
Например, у нас есть система автоматизации Cisco NSO (Network Services Orchestrator), которая позволяет полностью автоматизировать внедрение новых сервисов, как на транспортном уровне, так и на уровне дата-центров. Сейчас мы взаимодействуем на тему внедрения этой системы с двумя операторами в России. Она поддерживает не только оборудование Cisco, но и других компаний. Это не ограничивает оператора в его закупочной стратегии по выбору наиболее эффективного с точки зрения функционала, качества, стоимости оборудования. И не привязывает оператора к одному поставщику. Но при этом дает очень широкий функционал и позволяет существенно экономить на операционных затратах на выполнение большого объема монотонной работы на большом числе устройств. Пример: чтобы «прописать» некий сервис на транспортной сети, оператору может понадобиться выполнить ряд команд на тысяче устройств. Это занимает значительное время. Платформа NSO позволяет подобного рода операции выполнять гораздо быстрее и за несколько процентов стоимости в сравнении с тем, если бы это делалось вручную.
На базе NSO как платформы конструктора можно собрать решение, которое нужно оператору. Либо использовать продукты из семейства Cisco Crosswork Automation ориентированный под определенные сценарии использования. Cisco Crosswork Automation — это бренд, под которым объединяется большое семейство продуктов, из которых строится единая система управления сетями.
Другое востребованное приложение для управления и анализа — Cisco WAE (WAN Automation Engine). Оно позволяет планировать оптические и IP-сети на оборудовании различных вендоров с учетом загрузки сетей и позволяет оценивать загруженность транспортных сетей, что является довольно нетривиальной задачей.
Можно ли говорить, что все наши операторы технологически движутся в одну сторону, или есть «передовики», а есть «отстающие»?
Параллельно идет инвестирование в разработку неких российских продуктов для 5G — пока не до конца понятно, какие конкретно продукты будут создаваться, но я знаю несколько компаний, которые начали работу по разработке Российских продуктов 5G (радио).
Операторы пытаются зарабатывать на всевозможных дополнительных сервисах. Какие из них на сегодняшний день наиболее востребованы?
Кроме того, у Cisco есть модель Pay as you Grow (плати по мере роста), которая рассчитана на то, что оператор в самом начале платит только некую часть суммы, необходимой для модернизации сети, а уже по мере роста трафика увеличивается размер платежей. Это позволяет минимизировать затраты на первом этапе и расплачиваться по мере зарабатывания денег.
Также мы предлагаем достаточно интересные схемы финансирования, которые позволяют распределить закупки оборудования на длительный период времени и минимизировать одномоментный эффект в капитальных затратах. Вообще, мы всегда стараемся совместно с оператором разработать наиболее приемлемую модель, которая позволит использовать как коммерческие, так и технические возможности, которые предоставляет компания Cisco.
Ну и, конечно, мы делаем оборудование, которое выглядит наиболее привлекательно по соотношению стоимости и производительности.
Вы рассказали о сложностях этой весны, которые коснулись операторов. А какие сложности были у бизнеса в связи с переводом людей на удаленку — технологические, в частности?