16+
Пятница, 22 января 2021
  • BRENT $ 55.90 / ₽ 4128
  • RTS1463.84
27 ноября 2020, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Погрузка по итогам десяти месяцев снизилась чуть больше чем на 3%. Результат неплохой, учитывая происходящее в 2020 году. Но если посмотреть на конкретно октябрьские результаты, то мы увидим плюс: погрузка на железной дороге увеличилась на 0,3% по отношению к прошлому году. И дело не только в коронавирусе, тенденции ухудшения конъюнктуры на мировых товарных рынках замечены еще год назад, пандемия только добавила. Тем не менее данные за октябрь позволяют взглянуть на статистику с оптимизмом, говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Октябрь себя показал очень неплохо. Погрузка превысила прошлогодние значения, перешла в зеленую зону. Небольшой, но плюс есть. Было погружено около 110 млн тонн грузов. Для железнодорожников октябрь был месяцем надежд на то, что в четвертом квартале изменится тренд. Посмотрим, как будет сейчас вести себя ноябрь, какие данные будут в декабре. Если тенденция сохранится, то можно говорить, что на железной дороге корректировка в сторону отскока.

Теперь к цифрам. Самый массовый груз железных дорог — каменный уголь — показал отставание с начала года порядка 6%, но в октябре этот показатель, пусть и на минимальное значение, но вырос. Увеличился экспорт, о чем свидетельствуют данные о погрузке в адрес наших портов. А параллельно выросли внутренние перевозки, превысив на процент показатели 2019 года.

Естественно, основной драйвер — это уголь. К сожалению, имеется отставание на 6%, но надо отметить, что это отставание сокращается. Был период, когда отставание было порядка 10%. В октябре погрузка угля уже была на уровне прошлогодних значений, фактически было нулевое отставание, мы видим, что уголь растет. Очень хорошо идет экспорт, за десять месяцев отгрузка топлива превысила 137 млн тонн. Тут все зависит от того, какая будет зима. Если теплой, то отгрузки будут прирастать не очень сильно. Если очень холодной, то вполне возможно превышение показателей 2019 года.

Отдельно отметим зерно. Не хочется говорить в стиле советских заголовков, но не в этот раз. Был рекорд по грузоперевозкам в августе, был новый рекорд в сентябре. И в октябре — снова рекорд. Погрузка зерновых в десятом месяце превысила на 37% показатели октября прошлого года.

Было погружено 3,2 млн тонн зерновых, что больше практически на треть, чем за аналогичный период прошлого года. То есть мы видим, что зерно уже не первый год является сильным драйвером роста объема перевозок.

Напомним, что в этом году государство поддержало зерновиков субсидиями. Но эта программа закончилась, а рост погрузки зерновых продолжается.

Еще одна номенклатура, которую хочется отметить отдельно, — строительные грузы. Стройка — это барометр экономики. К примеру, в ноябре в Подмосковье открыли самый длинный участок Центральной кольцевой автодороги, а развитие дорожного строительства непосредственно связано с погрузкой стройгрузов. Еще важнее — погрузки цемента, которые много говорят о жилищном строительстве. Весь год ситуация с этим грузом понемногу выправлялась. А в октябре эта номенклатура показала плюс 1,3%.

Показатели октября внушают оптимизм. Мы видим, что первый раз в этом году вышли в зеленую зону. Будем надеяться, что железнодорожники смогут удержать тренд, грузоотправители не подведут, особенно те, кто сегодня хорошо грузят. Вполне возможно, что угольщики сумеют улучшить свои показатели. И, конечно, очень хочется, чтобы в положительную зону вышли черные металлы, нефть и нефтепродукты.

Недавно в онлайн-формате прошел отраслевой форум «PRO//Движение 1520». С девизом, который стоит процитировать: In Railway We Trust. А участвовавшие в мероприятии железнодорожники рассказали, что пандемия научила их быть еще более внимательными к нуждам и запросам клиентов. На сеть РЖД в этом году было привлечено 18 млн тонн дополнительных грузов. И, что важно, пришли компании, которые раньше не работали с железной дорогой. А мы подождем новую статистику, теперь уже декабрьскую. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию