16+
Вторник, 26 января 2021
  • BRENT $ 55.60 / ₽ 4187
  • RTS1422.95
24 ноября 2020, 15:40 Компании

Дрон-аэро: стратегия развития

Лента новостей

Современные технологии меняют авиацию. Как обстоят с этим дела в нашей стране

Фото: depositphotos.com

Небо с незапамятных времен манило человека. Считается, что первые летательные аппараты — воздушные змеи — появились еще в Древнем Китае, но долгое время они не находили широкого практического применения. Новый этап освоения воздушного пространства начался в конце XVIII века, когда братья Монгольфье построили свой первый воздушный шар. Сегодня в небо поднимаются не только самолеты, вертолеты дирижабли, но и ставшие уже привычными беспилотники. Практически любой может купить сегодня дрон для себя или ребенка просто как игрушку. Но беспилотники — это не только развлечения. Они широко используются в науке, военной сфере, геодезии и картографии, сельском хозяйстве. Ожидается, что в ближайшие 10-20 лет расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе благодаря развитию новых материалов, силовых установок, микроэлектроники, технологий беспроводной связи и искусственного интеллекта. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках Национальной технологической инициативы этот рынок получил название «Аэронет».

Дроны в России

Одна из инициатив, которая была одобрена рабочей группой «Аэронет», — это проект по созданию в России беспилотного воздушного каршеринга. Сегодня беспилотные авиационные сисстемы (БАС) используются в том числе для доставки грузов, разведки местности, мониторинга проведения различных работ, видео- и фотосъемки с высоты. Но цена аппаратов, которые способны решать такие задачи, зачастую «кусается», многим они не по карману. Но если использовать дроны время от времени, нет смысла приобретать себе аппарат. Поэтому решено создать в России сеть центров, где любой желающий сможет взять дрон напрокат.

Фото: depositphotos

«Логистический центр будет состоять из взлетно-посадочной площадки площадью 0,5-1 гектар и здания с помещениями для выполнения регламентных работ и для расположения локального дата-центра», — рассказал «Известиям» технический директор и главный конструктор компании — разработчика проекта «Птеро» Амир Валиев.

Предполагается, что вызвать беспилотное воздушное судно (БВС) можно будет через мобильное приложение, в нем же заказчик станет получать данные о передвижении дрона. Пилотный проект запущен в Сургуте. За полтора года планируется создать три таких центра, через пять-шесть лет они могут появиться во всех российских регионах.

Что касается доставки грузов беспилотниками, идея, что называется, витает в воздухе. В правительстве Москвы недавно обсудили возможные зоны, где будут проводиться испытания БВС для их последующего коммерческого использования, например грузоперевозок. Для тестов рассматриваются незастроенные территории в районах Москвы за МКАД, а также Сколково и ландшафтные парки.

Рабочая группа НТИ «Аэронет» предложила создать единого заказчика для беспилотных авиационных систем. Он будет эксплуатировать отечественные беспилотники, владеть необходимой инфраструктурой, оказывать услуги на коммерческой основе: выполнять авиационные работы, а также осуществлять перевозки для организаций и ведомств. Об этом «Известиям» рассказал заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Аэронет» Павел Булат. Новую структуру предложили создать в форме автономной некоммерческой организации и назвать «Российские беспилотные авиационные системы» (АНО «РОБАС»).

Рабочая группа предлагает направить на это в ближайшие три года 24 млрд рублей госфинансирования. Деньги нужны для закупки дронов, модернизации объектов наземной инфраструктуры, создания склада запчастей, проведения испытаний беспилотников. Ожидаемый эффект внутреннего рынка услуг беспилотной перевозки грузов — 15 млрд рублей ежегодно.

Еще один проект «Аэронет» касается использования малых космических аппаратов. По словам генерального директора ООО «Спутникс» Владислава Иваненко, пять таких спутников компания планирует запустить в марте 2021 года. Они будут определять местоположение людей в труднодоступной местности, отслеживать движущиеся и стационарные объекты вне зоны доступа мобильной связи. В будущем искать пропавшего, даже если у него не будет с собой телефона, смогут с помощью искусственного интеллекта, говорят в НТИ. По снимкам, сделанным из космоса, нейросеть сможет определить местоположение человека по косвенным признакам, например по оставленным им вещам.

Интересным и весьма перспективным видится сегодня и такое направление, как перевозка людей по воздуху на малые расстояния. То самое аэротакси, которое пока мы знаем скорее по фантастическим фильмам. Но то, что еще совсем недавно было фантастикой, постепенно становится реальностью. Во всем мире, и в России тоже, ведутся работы в этом направлении. Например, планируется запустить аэротакси из калининградского аэропорта «Храброво» в польский Гданьск.

Весной стало известно, что в рамках рынка «Аэронет» НТИ ведутся работы по созданию беспилотного аэротакси, которое сможет перевозить пассажиров на расстояние до 500 километров с крейсерской скоростью 500 километров в час. Первую экспериментальную модель планируют создать к 2025 году. Широкого распространения беспилотных аэротакси в российских городах следует ожидать примерно через десять лет. Таким прогнозом поделился с РИА Новости соруководитель рабочей группы «Аэронет» Сергей Жуков.

Законы не писаны

Широкому внедрению беспилотников в России мешает в том числе и законодательная база, которую надо совершенствовать. Так, до сих пор неурегулированными остаются вопросы использования легких (до 30 килограммов) БВС. По сведениям «Известий», власти перенесли как минимум на год введение норм об обязательной сертификации малых дронов и обучении внешних пилотов наравне с экипажами других воздушных судов. Ранее предполагалось, что такой законопроект внесут в Госдуму в этом году. С инициативой ужесточить требования к беспилотникам выступал Минтранс России. Участники рынка считают, что это выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным.

Фото: АГН «Москва»

Еще одна законодательная инициатива касается ограничения закупок дронов иностранного производства для государственных и муниципальных нужд. Подготовить проект соответствующего постановления правительства поручено Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу, Минфину и ассоциации «Аэронет». Беспилотные авиационные системы, работающие на малой высоте, способны получать очень точную и детальную информацию, относящуюся к государственной тайне. И нет никаких гарантий того, что иностранные дроны не передадут эту информацию за рубеж.

Подобные ограничительные меры применяются многими странами в отношении различного перечня оборудования, рассказал «Ведомостям» представитель НТИ Юрий Сушинов. По его словам, сегодня российские производители авиатехники в состоянии обеспечить и коммерческие предприятия, и госструктуры оборудованием соответствующего или даже превосходящего зарубежные аналоги качества.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию