16+
Понедельник, 25 января 2021
  • BRENT $ 55.21 / ₽ 4157
  • RTS1418.29
3 декабря 2020, 07:50 Компании
Спецпроект: Бизнес говорит

Одни хотят цветов, другие — испортить репутацию. К бизнесу пришли «ряженые» проверяющие

Лента новостей

Мошенники преследуют самые разные цели — вымогают деньги или вредят бизнесу для выгоды конкурентам. Как говорят предприниматели, корень проблем — во внеплановых проверках

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

В редакцию Business FM обратился предприниматель из Петербурга, у него небольшое кафе. Он пожелал остаться анонимным, назовем его Геннадием. Бизнесмен рассказал, что столкнулся с необычным мошенничеством: его пытались развести на покупку цветов для сотрудников Роспотребнадзора. Началось все со звонка на рабочий телефон. Представились заместителем прокурора Петербурга.

«Сказал, что сегодня назначены внеплановые проверки Роспотребнадзора, пять сотрудниц выйдут сегодня на проверку нашего кафе. Перечислил ряд документов, которые необходимы для проверки. Через некоторое время раздался снова звонок, сказал о том, что сегодня якобы какой-то праздник между прокуратурой и Роспотребнадзором — какая-то дата со дня их совместной работы, и попросил, не можем ли мы купить каждой сотруднице Роспотребнадзора цветы и вручить их в тот момент, когда они придут к нам».

Когда Геннадий согласился, звонивший сказал, что сейчас позвонят из цветочного магазина, уточнят детали. Следующий звонок был уже от девушки, подробно обсудили, какие должны быть букеты и сколько будет стоить — больше 15 тысяч рублей. Геннадий заподозрил подвох почти сразу, попросил пробить оба номера, откуда звонили. Оказалось, что их владелец — один человек из Свердловской области.

Этот кейс можно отнести к разряду забавных, но иногда истории с липовыми проверками приносят серьезный ущерб. В середине ноября СМИ сообщали об обысках в офисе ОТС, крупной площадки электронных торгов. Пришли серьезные оперативники, с документами, двое в гражданской одежде, двое — в полицейской форме. Сделали фотографии и удалились, толком ничего не изъяв. Вскоре Следственному комитету пришлось выступать с опровержением: никакого обыска не было, но визит неизвестных людей — это факт, и следователи сейчас проверяют, что это за визитеры такие и откуда у них удостоверения. Как писали СМИ, есть две версии: пришли, чтобы завладеть документами фирмы или чтобы нанести ущерб репутации компании.

Корень проблем как раз во внеплановых проверках: мошенники пользуются тем, что компании их не ожидают, говорит генеральный директор юридической компании «Юрвиста», совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский.

Алексей Петропольский генеральный директор юридической компании «Юрвиста», совладелец сети кофеен Take & Wake «У нас идет популистское заявление, что проверки бизнеса запрещены. Но запрещены только плановые проверки, как раз к которым бизнес всегда готов, их публикуют за три месяца до выезда, ты знаешь дату, знаешь, кто к тебе приедет, по каким вопросам — ты всегда к этому готов. А внеплановые, которые в 99% приводят к ущербу для бизнеса, никто не запретил, и по любому заявлению любого лица любой госорган должен отреагировать. У нас предприниматель на сегодняшний момент настолько загружен проблемами продаж и падением выручки, что он принимает решение, как правило, их совершить на месте вопроса, потому что судебная система в случае оспаривания штрафа работает уже не на месяцы, а на годы».

Алексей Петропольский по совместительству еще и эксперт по правовым вопросам «Опоры России». Он рассказал нам еще о трех реальных кейсах с ряжеными проверяющими только за последний месяц. Первый — когда юрлицо, аффилированное с Роспотребнадзором или МЧС, написало заявление о нарушениях и проверка выехала чуть ли не через час. Конечно, нарушения нашли, а заодно дали визитки компаний, которые эти недочеты быстро и за небольшую плату устранят.

Второй случай — визит компании на общественных началах, условно Российского общества Роспотребнадзора. Приходят, проверяют, составляют протокол и предлагают решить вопрос на месте. Если отказываешься, угрожают пожаловаться в настоящий орган и слить компромат. И третий кейс — письма на рабочую почту с анонсом профессиональных конкурсов. Но вот незадача — чтобы принять участие, компании не хватает только одного сертификата соответствия, и стоит он 200 тысяч рублей. В чем тут мошенничество, понятно и без лишних подробностей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию