16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.45 / ₽ 8241
  • RTS1178.69
3 декабря 2020, 17:04 Право

У дела Дерева истек срок давности

Лента новостей

Несмотря на истечение срока давности, суд отказался прекратить дело экс-сенатора от Карачаево-Черкесии Вячеслава Дерева, обвиняемого в мошенничестве на сумму более 100 млн рублей. Дочь фигуранта обратилась к уполномоченному по правам человека в РФ

Вячеслав Дерев.
Вячеслав Дерев. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

В деле бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии 71-летнего Вячеслава Дерева, обвиняемого в мошенничестве с незаконным возвратом НДС на сумму более 100 млн рублей, произошел скандальный поворот. Несмотря на то что в октябре истек десятилетний срок давности, Октябрьский районный суд Ставрополя отказался прекратить дело в отношении фигуранта, которого повторно арестовали в октябре 2020 года, вскоре после начала процесса. Защита намерена 4 декабря вновь поднять данный вопрос.

Тем временем, как стало известно Business FM, дочь обвиняемого Камила Дерев направила обращение к уполномоченному по правам человека РФ Татьяне Москальковой с просьбой вмешаться в ситуацию.

Уголовное дело о мошенничестве с НДС возбудил в 2012 году Следственный комитет по Северо-Кавказскому федеральному округу. Позже его передали в центральный аппарат СК. Вячеслав Дерев утверждал, что инициатором преследования стал сменивший его в должности сенатора от КЧР Рауф Арашуков и его отец Рауль Арашуков, прозванный в СМИ «газовым королем». Дело появилось на свет через неделю после того, как в интервью «Российской газете» Дерев заявил о причастности Рауфа Арашукова к политическим убийствам в республике. В 2019 году отца и сына арестовали по обвинению в причастности к этим преступлениям, а также хищениям. На следствии Вячеслав Дерев дал показания против Рауфа Арашукова.

Вячеслав Дерев шесть лет проходил по делу как свидетель, а в марте 2018 года был заключен в СИЗО. Спустя год Мосгорсуд отказал следствию в продлении его ареста и освободил обвиняемого, страдающего целым рядом серьезных заболеваний.

Его дело летом 2020 года поступило в Октябрьский районный суд Ставрополя. По версии обвинения, Дерев был организатором мошеннической схемы, в результате которой две коммерческие фирмы: ЗАО «Киево-Жураки AПК» и ООО «Меркурий-2», задействованные в строительстве свиноводческих комплексов в Адыгее и Карачаево-Черкесии, в 2007-2010 годах получили возврат НДС на сумму более 110 млн 214 тысяч рублей.

Согласно материалам дела, Дерев выступал совладельцем первой компании и был фактическим руководителем второй. Ему вменили мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Шестеро других обвиняемых — гендиректор ЗАО «Киево-Жураки AПК» Аслан Папшуов, финансовый директор этого предприятия Белла Джилаканова, инженер-сметчик Реарита Акбаева, гендиректор «Меркурия-2» Вагоршак Амбарцумян, главный бухгалтер этой фирмы Апчар Патова и бухгалтер Вера Гиренко никогда не находились под стражей, им избрана подписка о невыезде.

В ходе следствия и судебного процесса все подсудимые, включая Дерева, вину не признали. А 5 октября гособвинитель, сославшись на отсутствие в процессе главного фигуранта, завил, что тот «уклоняется» от явки в судебное заседание, и добился его повторного ареста. Сам Дерев, ранее приславший в суд медицинскую справку и страдающий рядом тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем (сидя на следствии в СИЗО, он перенес около десяти гипертонических кризов, три инсульта и инфаркт. — Business FM), утверждал, что ему нет смысла этого делать, так как уже 19 октября истекает десятилетний срок давности привлечения его к уголовной ответственности и дело должно быть прекращено.

На заседании 23 октября он заявил соответствующее ходатайство, мотивировав его тем, что согласно предъявленному обвинению инкриминируемое ему преступление было окончено 19 октября 2010 года, в момент перечисления денежных средств с расчетного счета Управления федерального казначейство по КЧР на расчетный счет ЗАО «Киево-Жураки АПК». Для представителя прокуратуры это ходатайство было неожиданным, в процессе даже пришлось объявлять перерыв. В результате, исследовав в суде материалы дела, гособвинитель заявил, что, по его мнению, преступление можно считать оконченным 1 декабря, поскольку до этого времени, по его словам, совершались операции с похищенными деньгами.

За прекращение дела высказались большинство подсудимых, за исключением Беллы Джилакановой, которая намерена добиваться своего полного оправдания. Ходатайство Дерева поддержал даже представитель потерпевшего — Федеральной налоговой службы по КЧР.

В итоге судья Ирина Ещенко 3 ноября отказала обвиняемому в прекращении дела. По мнению адвоката Дерева Руслана Коблева, при принятии решения судья использовала формальные доводы прокуратуры, не основанные на законе. «Позиция Верховного суда однозначна: преступление считается оконченным с момента зачисления денег на счет», — подчеркнул адвокат. Он считает, что суд просто побоялся вынести решение по резонансному делу. Защитник отметил: несколько судебных заседаний не состоялись из-за того, что страдающему ишемической болезнью сердца, постинфарктным склерозом и нарушением ритма сердца Дереву пришлось вызывать скорую, а также из-за того, что врачи СИЗО не рекомендовали вывозить его в суд.

Коблев заметил, что такая мера пресечения, как арест, избирается для обеспечения исполнения приговора, однако в данном деле он не может состояться, поскольку суд будет обязан закрыть дело. Для принятия такого решения необходимы два условия: истечение срока давности и согласие подсудимого. «Позиция, изложенная в постановлении пленума ВС от 27 июня 2013 года № 19, весьма категорична: суд прекращает уголовное преследование при согласии на это подсудимого, и никаких иных условий он не ставит», — сказал защитник.

Следующее заседание по делу назначено на 4 декабря. Защита намерена повторно ходатайствовать о прекращении дела и полагает, что у суда нет оснований его отклонить. Если суд проигнорирует разъяснения Верховного суда РФ, то апелляция будет вынуждена отменить обвинительный приговор и прекратить уголовное преследование, говорят адвокаты.

В преддверии слушания дочь главного фигуранта Камила Дерев направила обращение уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. В нем она обращает внимание на противоправное решение суда, который, по ее мнению, подвергает жизнь ее тяжелобольного отца опасности. «Очевидно, что сотрудники прокуратуры манипулируют законом и судом. Они просто хотят скрыть, что следствие по делу длилось восемь лет и только по их вине и вине следователей, которые его расследовали, следствие шло так долго», — говорится в документе, копия которого имеется в распоряжении Business FM.

«Всем известен тот факт, что, будучи сенатором от КЧР, мой отец первым, еще в 2012 году, заявил о совершении кланом Арашуковых политических убийств на территории КЧР. У федеральных правоохранительных органов ушло почти восемь лет на то, чтобы признать те факты, о которых через СМИ сообщал мой отец. И только в 2019 году Арашуковы были задержаны, а вместе с тем выяснился тот факт, что в созданное ими преступное сообщество входил ряд высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов Северо-Кавказского региона, — указывает Камила Дерев. — Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что за возбуждением уголовного дела против моего отца и сотрудников его компании стояли члены этого преступного сообщества. Этим же объясняется допущенная по делу волокита. Не хочется думать, что содержание моего отца при истекшем сроке давности и отказ суда в прекращении уголовного дела связаны с тем, что этого требуют оставшиеся на свободе члены преступного сообщества». Она просит Москалькову вмешаться и обратиться к генеральному прокурору, председателю Верховного суда РФ и председателю Ставропольского краевого суда «за содействием в скорейшем и четком исполнении законов» по уголовному делу.

О том, что в делах против бывших и тем более действующих высокопоставленных чиновников, как правило, есть политическая подоплека, ранее писал политолог Георгий Бовт. Так он прокомментировал недавнее задержание бывшего губернатора Ивановской области, аудитора Счетной палаты Михаила Меня и избрание ему меры пресечения в виде запрета определенных действий. Как сообщала Business FM, в апреле 2021 года истекает срок давности и по его уголовному делу, которое также должны будут закрыть.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию