«Почетная ссылка» Анатолия Чубайса. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Чубайс может выступать в роли эдакой второй Счетной палаты, ревизуя то, как осуществляются, скажем, нацпроекты. Но все же видится, что его более важной задачей будет налаживание хоть какого-то общения с внешним миром по той повестке, которая не воспринимается как конфликтная», — считает политолог
Бывший глава «Роснано» указом президента назначен спецпредставителем главы государства по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
Как уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в этом качестве Чубайс не будет являться ни сотрудником администрации президента, ни вообще госслужащим. Сам Чубайс, комментируя назначение, заявил о личном интересе к новому посту и назвал предстоящую деятельность по-настоящему значимой для страны.
Перемещение Анатолия Чубайса с поста главы корпорации «Роснано» на должность спецпредставителя президента по связям с международными организациями вряд ли можно назвать повышением — скорее почетной ссылкой. В царской России ссылали в Сибирь, в СССР — «на сельское хозяйство», а нынче ссыльным местом можно считать общение с заграницей, особенно с Западом.
После руководства госкорпорацией с капиталом около 80 млрд рублей (на конец прошлого года) и активами в 167,6 млрд рублей Чубайсу не нашлось места в системе российской власти внутри страны. Однако статус спецпредставителя президента Путина может служить своего рода «охранной грамотой» и «меткой», чтобы у силовиков не разыгрался по факту увольнения главы «Роснано» чрезмерный аппетит.
Дано понять, что Анатолий Борисович остается все же «в обойме». Его новая роль чем-то напоминает грядущее назначение бывшего госсекретаря США Джона Керри спецпосланником президента Байдена по вопросам климата. Байден уделяет «зеленой повестке» большое внимание, так что повысится и значимость общения по данной тематике. Кроме того, Чубайс, который не попал ни под какие западные санкции, сможет выступать неформальным «парламентером» по другим деликатным вопросам в условиях, когда полноценного общения с Западом фактически нет, а с США оно сведено к нулю. У Чубайса же немало полезных контактов, в том числе и в Америке.
Россия исключена из «Большой восьмерки», проекты с МВФ и Всемирным банком, как и Европейским банком реконструкции и развития, либо просто отсутствуют, либо попали под американские санкции. Чубайс формально будет общаться с теми организациями, которые входят в систему ООН: такими как ВОЗ, UNIDO, Всемирная продовольственная организация. Всего их десять.
Многим, наверное, показалась странной формулировка в указе президента о работе Чубайса: «для достижения целей устойчивого развития». Между тем «Повестка в области устойчивого развития на период до 2030 года» («Повестка-2030») была одобрена всеми странами — членами ООН еще в 2015 году. Документ содержит 17 глобальных целей, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и экологичных технологий, сохранение целостности природных систем во имя стабильности систем социальных. Там и о борьбе с голодом, нищетой и неравенством, и за качественное образование, и другие благие пожелания.
В этом году Россия впервые представила добровольный официальный отчет о реализации целей устойчивого развития. Работу по его подготовке координировал Аналитический центр при правительстве РФ. Силами НКО был подготовлен и альтернативный гражданский доклад. И если официальный обзор выстроен вокруг успехов нашей страны в достижении каждой цели, то гражданский обзор показывает ситуацию более многогранно. Например, в национальном обзоре говорится о ликвидации крайней нищеты. А в гражданском утверждается, что в стране нет четкого плана действий, как вдвое сократить уровень нищеты, и что достижение этой цели предполагает структурную перестройку экономики.
По направлению «Хорошее здоровье и благополучие» в официальном обзоре приведены данные о снижении смертности, зафиксирована «устойчивая тенденция к росту» продолжительности жизни. А в гражданском обзоре эксперты указывают на то, что не уделяется должного внимания охране здоровья старшего поколения, а здравоохранение страдает от недофинансирования. По такой цели, как «Чистая вода и санитария», в официальном докладе сказано, что более 90,3% домохозяйств обеспечены централизованным водоснабжением. Авторы гражданского обзора смотрят с другой стороны: «12,3 млн соотечественников не имеют доступа к централизованному водоснабжению». И такие расхождения есть по всем направлениям.
Особенно критичны «альтернативные эксперты», которые, описывая состояние дел по 16-му направлению «Мир, правосудие и эффективные институты», отмечают: «Чтобы обеспечить равенство перед законом, необходимо снижать уровень коррупции, повышать информационную открытость госорганов, создать систему доступной и эффективной правовой помощи, отменить законы, ограничивающие свободу собраний, объединения и совести».
Так что Чубайс, получив работу максимум до 2030 года, может выступать в роли эдакой второй Счетной палаты, ревизуя то, как осуществляются, скажем, нацпроекты в нашей стране. Но все же видится, что его более важной задачей будет налаживание хоть какого-то общения с внешним миром по той повестке, которая не воспринимается как конфликтная. Однако прорывов от него тут ждать не стоит. Потому что не он принимает и будет принимать ключевые решения.