16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.60 / ₽ 7965
  • RTS1126.84
31 января 2021, 17:58 Политика

«Оппозиция будет воспринимать любые уступки со стороны власти не как мудрость, а как слабость». Политологи — о митингах в России

В последнее воскресенье января по всей России проходят несогласованные митинги в поддержку Алексея Навального. Business FM поговорила с экспертами о промежуточных итогах акций

Митинг в поддержку Навального в Санкт-Петербурге.
Митинг в поддержку Навального в Санкт-Петербурге. Фото: Антон Ваганов/Reuters

В Москве и других российских городах 23 и 31 января прошли несогласованные акции протеста. Промежуточные итоги подводит политолог Георгий Бовт.

— Мне кажется, что озлобленность не падает, а нарастает, к сожалению. Пока это все развивается по не очень хорошему сценарию, поскольку среди протестантов явно есть какое-то ядро совершенно отчаянных, а среди правоохранителей — совершенно четкое желание подавить это все в зародыше, и слово «диалог» — это вообще крамола какая-то, с кем тут разговаривать? В общем, если это действительно удастся подавить довольно быстро, то [в дальнейшем протест] уйдет в глухое ворчание по кухням и так далее. А если не удастся, тогда мы можем пойти по пути эскалации протеста, в том числе и насилия.

— Какие можно сделать первые политические выводы, какие будут в дальнейшем действия властей?

— Я не вижу со стороны властей пока какого-либо желания идти на какие-то уступки, этого нет. И пока также не просматривается робкая линия, которую озвучивают некоторые политики: давайте как-то наладим диалог с молодежью. Но пока непонятно, что за молодежь, какой диалог, о чем. По самому скандальному эпизоду, связанному с так называемым дворцом, видно, что предпринимаются какие-то пиар-усилия для того, чтобы успокоить общественное мнение, поскольку, в общем, ситуация оценивается так, что на нее надо отвечать. Это, наверное, хорошо, надо отвечать. Другое дело, как. И удовлетворит ли этот ответ всех тех, кто посмотрел известный фильм по поводу известного дворца.

Протестная активность сохранится до октября, считает глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Евгений МинченкоЕвгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «В целом мы видим, что численность меньше, чем она была неделю назад. Правоохранительные органы сейчас действуют не то что более жестко, но более осторожно. Больше озабоченности, больше профилактической работы, меры по предварительной блокировке, по рассечению участников на колонны, по смешиванию их планов и так далее. Мы видим сейчас второй этап игры, когда одна сторона использует силовые и административные методы ограничения, агитационные вещи с точки зрения снижения мотивации потенциальных участников. И видим, как другая сторона пытается играть в свою игру, оперативно менять свои планы, координируя своих сторонников через мессенджеры, социальные сети и так далее. Пока расклад такой, что протестная активность с нами до октября этого года. Понятно, что у них будут спады, пики и так далее, но в целом, я думаю, что власти надо готовиться к тому, что подобного рода протестные действия будут повторяться. Более того, высок риск радикализации протеста. В Москве более эмоционально заряженная публика, а глубинка только начала раскачиваться. Понятно, что на Дальнем Востоке значительно меньше стало, если вспомнить, например, что было в Хабаровске на протяжении последнего времени, понятно, что у людей усталость, они несколько месяцев как на работу ходили, каждую неделю митинги. Понятно, что выгорание происходит. Поэтому я думаю, что эти территориальные пики, спады, они будут вразнобой просто потому, что разная динамика, где-то раньше началось, где-то позже».

Любые уступки со стороны властей оппозиция сейчас будет воспринимать как слабость, считает управляющий партнер компании KGD Group Григорий Добромелов.

Все сохранили статус-кво, и обе стороны могут говорить о своем успехе. Для внесистемной оппозиции важно, что люди продолжают выходить, продолжают нарушать закон, продолжаются стычки с полицией. А для власти важно, что им удается пока купировать протест и он пока не становится массовым. Сама власть делает очень много для того, чтобы акции продолжались. Происходит искусственное накачивание протеста. Жесткая реакция силовиков тоже способствует радикализации протеста. Другое дело, что и с точки зрения внесистемной оппозиции они заточены на то, чтобы протест становился более радикальным, чтобы шли уже драки с полицией, им важна эскалация. И власть, к сожалению, пока на это покупается, и чаще всего власть же мотивирует запрет на проведение митингов в центре города тем, что это будет мешать обычным гражданам. А вот эта ситуация обычным гражданам не мешает? Никому в голову не приходит, что, может быть, проще каким-то образом дать санкцию на подобный протест и уже, если разрешить подобный митинг, то за нарушение этих границ тогда уже очень жестко реагировать? А когда запрещено все, тогда даже самая жесткая реакция не воспринимается как допустимая.

Если акции будут продолжаться, как будут реагировать власти на это, будут ли они какие-то действия предпринимать?

Они будут предпринимать ровно такие же действия, как предпринимают сейчас. К сожалению, и оппозиция, и власть замкнуты в рамках одного сценария, и по-другому они себя вести уже не могут. Более гибкие, более красивые ходы пока власть не демонстрирует. К сожалению, оппозиция сейчас будет воспринимать любые уступки со стороны власти не как мудрость, а как слабость.

Важно, чтобы власть извлекала выводы из происходящего, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.

Константин КалачёвКонстантин Калачёв руководитель «Политической экспертной группы» «Вопрос, как все происходящее будут воспринимать не те люди, которые вышли на протесты, а те люди, которые были пассивными наблюдателями, на чьей стороне будут их симпатии. Создается впечатление, что политизация нашего общества нарастает, деление на «мы» и «они» произошло, и это, на самом деле, очень грустно. Очевидно, есть география протеста: малые города выпали, в основном протесты происходят в крупных городах. То, что протестующих будет меньше, было ясно, то, что организаторы протеста рискуют замылить протест, — мы наблюдали затухание протестов в Хабаровске — тоже было ясно. Но что касается дальнейшего, ничего нельзя гарантировать. Будут новые триггеры для протестов, и поэтому очень важно, чтобы власть извлекла выводы и эти выводы были бы связаны не только с тем, что нужно жестко винтить активистов, извлекла выводы из происходящего в преддверии выборов в Государственную думу, чтобы эти выборы были насколько возможно конкурентными, открытыми, легитимными с тем, чтобы мы не получили вторую Болотную».

По данным «ОВД-Инфо», на митингах 31 января задержаны уже более 4 тысяч человек по всей стране, среди них — более 80 журналистов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию