16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
15 февраля 2021, 23:56 Политика

Глава финского МИД приехал исправлять ошибки еврокомиссара. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

По итогам российско-финских переговоров нельзя сказать, что они породили надежду на выправление отношений Москвы с объединенной Европой и вообще с Западом в обозримом будущем, считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Санкт-Петербурге прошли переговоры министров иностранных дел России и Финляндии Сергея Лаврова и Пекки Хаависто. Основными темами стали сотрудничество в региональных форматах и преодоление последствий пандемии. Как сообщил по итогам встречи ТАСС, Лавров разъяснил коллеге позицию России по Алексею Навальному и высылке дипломатов, замеченных на несогласованных акциях в Москве и Петербурге. Как можно расценить итоги этих переговоров?

Переговоры с главой МИД Финляндии стали первыми после недавнего визита в Россию главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, который многие в Европе сочли провальным. В России он запомнился скорее резкими заявлениями Сергея Лаврова, в частности о готовности Москвы к разрыву отношений с Евросоюзом. Последовавшее затем моментально падение курса рубля и всего российского фондового рынка потребовало разъяснений пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова в том духе, что Лаврова неправильно поняли и что разрыв может произойти только в случае, если ЕС спровоцирует его своими санкционными и прочими действиями.

После этого внимание к российско-финским переговорам, а также к совместной пресс-конференции по их итогам было повышенным. Лавров остался в целом суров в своих выражениях в адрес Евросоюза, говоря, что политических отношений нет и это не по нашей вине. И, мол, если ЕС захочет улучшить эти отношения, то пусть даст первым сигнал. То, что недавний визит Борреля и был задуман в качестве такового, вроде как уже не считается или в Москве его не поняли. «Мало что осталось от наших отношений, наши переговоры сосредоточены на Сирии, Иранской ядерной программе и некоторых других международных проблемах», — сказал Лавров. В то же время тональность ответов на вопросы, которые касались двусторонних российско-финских отношений, была вполне нейтральной и конструктивной.

В отличие от Борреля, который отмалчивался в Москве в ответ на резкие выпады российского министра (зато потом уже в Брюсселе наговорил всяких гадостей), финский министр не стал скрывать свою позицию за «запотевшим забралом», а выступил с открытым, скрупулезно, но вежливо обозначив на совместной пресс-конференции разногласия по всем острым вопросам. В том числе касательно Белоруссии, положения на юго-востоке Украины, а также «жестокого подавления», как он выразился, протестов в России и отравления Навального «запрещенным химическим веществом». В том числе Хаависто возразил и по вопросу высылки дипломатов трех европейских стран, заявив, что они выполняли свои дозволенные функции наблюдения за происходящими в стране политическими процессами.

Финляндия имеет уникальный опыт конструктивного диалога с Москвой даже в самые махровые годы холодной войны. Отчасти эта традиция сохраняется и сегодня. Хотя финны уже чаще вспоминают о своей блоковой солидарности в рамках ЕС и своем сотрудничестве с НАТО. Тем не менее именно в ходе российско-финских переговоров удается иногда спасать в том числе отношения с ЕС, а то и с Западом в целом, чуть ли не в последний момент, когда все уже максимально повысили ставки и готовы сорваться в пике.

Однако пока не удается договориться даже по такой малости, как безопасные полеты военной авиации над Балтийским морем. Еще в 2017 году Хельсинки выдвинул инициативу, чтобы военная авиация всех стран летала над регионом со включенными опознавательными транспондерами. Теперь Лавров возложил вину на НАТО за то, что данная инициатива полностью не выполняется.

По итогам российско-финских переговоров нельзя сказать, что они породили надежду на выправление отношений Москвы с объединенной Европой и вообще с Западом в обозримом будущем. Москва дает понять, что с европейскими структурами ей разговаривать по большому счету не о чем, хотя дежурные фразы про необходимость такого диалога все еще повторяются. Примечательно, что на Мюнхенской конференции по безопасности, которая в этом году пройдет в онлайн-формате 19 февраля, не заявлен ни один спикер от России. Зато впервые за всю историю конференции там выступит президент США. После того как об этом стало известно, последовали вопросы относительно выступления Владимира Путина. Вроде бы слухи о его возможном участии ранее были. Но ответ Дмитрия Пескова был однозначным и твердым: нет. Можно понимать так, что время для именно диалога, а не перепалки на грани фола по политическим вопросам ни с Европой, ни с Западом в целом еще не пришло.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию