16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
16 февраля 2021, 12:42 Общество
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Свет в конце ковида: угасает ли пандемия? Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Означают ли появившиеся признаки угасания пандемии, что в течение 2021 года человечество вернется к привычной жизни?

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова.

На фоне разворачивающейся в последние два-три месяца относительно массовой вакцинации, впервые с января 2020 года, когда началось триумфальное шествие по миру коронавируса SARS-CoV-2, появляются первые реальные признаки угасания пандемии. Означает ли это, что самое страшное позади и в течение 2021 года человечество вернется наконец к нормальной жизни без масок, локдаунов, закрытия границ и экономик, чрезвычайных положений и попыток обмануть природу полицейщиной?

Главный и самый понятный на обывательском уровне признак затухания пандемии — уменьшение количества новых заражений. Число выявленных новых случаев коронавируса в мире снижается пять недель подряд. На самом деле, это происходит с 8 января, когда в мире было зафиксировано 845 696 заражений. С 28 января неизменно фиксируется менее 600 тысяч случаев в сутки, в последние дни — менее 500 тысяч.

Хотя летом прошлого года тоже наблюдалось существенное замедление темпов заражения в некоторых странах (в том числе и в России), до сих пор с 11 марта 2020 года, момента официального провозглашения пандемии, еще никогда не было такого длительного периода снижения числа новых заражений в мире.

Второй важный признак спада пандемии — увеличение разрыва между количеством новых и закончившихся случаев. Хотя с лета 2020 года в целом по миру количество активных случаев всегда было меньше числа закончившихся, осенью и в начале зимы этот разрыв сокращался. Примерно с середины января тенденция радикально изменилась: если месяц назад в мире было примерно 26 млн активных случаев при 76 млн закончившихся, то на 16 февраля активных случаев — 22,9 млн, а закончившихся — 86,8 млн.

При этом продолжает заметно падать доля и количество критических среди новых случаев. Сейчас таких критических случаев в активных уже меньше 98 тысяч (менее 0,4%), а еще месяц назад было более 103 тысяч.

Но, возможно, главный признак угасания пандемии — сближение показателей смертности и летальности вируса, которые в идеальном случае, если пандемия уйдет в ноль, должны быть одинаковыми. Текущая смертность (доля смертей в закончившихся случаях) продолжает неуклонно падать с 11 апреля 2020 года и сейчас составляет 2,79% против 2,9% на пике ежедневных заражений в мире в начале января 2021 года и более 22% в конце марта 2020 года. А вот текущая летальность (доля смертей во всех выявленных случаях, активных и закончившихся) в последние недели стала немного расти и сейчас составляет 2,2% против 2,17% в начале января.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 6 февраля число вакцинированных в мире превысило количество зараженных с начала пандемии. Но как раз эта оценка вызывает большие сомнения. По всей видимости, реально переболевших коронавирусной инфекцией в мире как минимум в восемь-десять раз больше, чем выявленных. Так что на самом деле вакцинированных пока существенно меньше, чем тех, кто перенес болезнь. Причем массовая вакцинация по факту пока идет лишь в 10-12 странах. И среди них нет Индии, второй в мире по численности населения, а Китай из-за относительно низкой эффективности своей вакцины (по некоторым данным, она составляет лишь 50,4%) пока вакцинируется довольно медленно.

Главная причина вроде бы начинающегося угасания пандемии не вакцинация, а естественный ход эпидемического процесса. Три или четыре всплеска — и неизбежное угасание. Испанка, с которой принято сравнивать пандемию COVID-19, угасла примерно за 18 месяцев. По этой логике текущая пандемия должна сама собой перейти в относительно спокойную стадию к августу-сентябрю 2021 года.

Однако понятно, что во время испанки не только не было никаких вакцин, но люди даже не знали слова «грипп». Штамм гриппа был впервые выделен в 1933 году, спустя 15 лет после испанки. Сейчас вакцины есть. Но так же, как это происходит с гриппом, практически нет сомнений в том, что ни одна из вакцин не защитит от всех штаммов коронавируса, которых становится больше с каждым днем. Об этом уже открыто говорят и вирусологи.

Если учесть, что миссия ВОЗ по расследованию происхождения вируса в Китае закончилась полным провалом (так и не стало известно, где, когда и почему на самом деле возник ковид), остается только вакцинировать население на добровольной основе и уповать на то, что пандемия угаснет естественным путем. При этом вакцинация поможет приблизить достижение порога коллективного иммунитета.

Никаких ковид-паспортов и прочих ограничений вводить или сохранять категорически не надо. Никакая вакцина не даст стропроцентной гарантии от заражения всеми известными и новыми штаммами. Поэтому все-таки придется признать очевидное: новый коронавирус останется с нами навсегда, но постепенно будет убивать все меньше людей. Окончание эпидемии и завершение жизни в режиме нескончаемого ЧП везде по-прежнему остается больше политическим решением, чем медицинским.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию