16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
19 февраля 2021, 23:56 Компании

Британский суд признал Uber работодателем таксистов

Лента новостей

Решение, которое называют переломным для всего мирового рынка перевозок, позволит водителям требовать минимальной зарплаты и брать отпуска. Каково значение этого решения и будет ли что-то подобное в России?

Фото: Hannah McKay/Reuters

Водители Uber, а вероятно, и других агрегаторов такси в Великобритании теперь не самозанятые индивидуальные подрядчики, а полноценные сотрудники этих компаний, объявил Верховный суд королевства.

Судьи отклонили апелляцию Uber против решения нижестоящего суда, опираясь на четыре основных аргумента. Во-первых, компания назначает стоимость поездки, таким образом определяя заработок водителей. Во-вторых, нормы контракта устанавливает только одна сторона, так что о независимости подрядчиков говорить не приходится. В-третьих, Uber контролирует рабочее время таксистов, наказывая их за отказы от поездок. И наконец, компания оценивает работу водителей и разрывает отношения с худшими по рейтингу — совсем как увольнение за нарушения. О последствиях такого решения рассуждает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Это, наверное, эпохальное событие для всего рынка шеринга, поскольку не только Uber, но и другие операторы, и в нашей стране в том числе, все время отделяют себя от самих водителей, называют себя только представителем информационных услуг по подбору такси. Таким образом, они, во-первых, не оформляют в штат к себе этих водителей. Во-вторых, что, наверное, самое важное, не несут никакой ответственности. Компенсации пассажирам такси по вреду здоровью, имуществу и даже по моральному вреду на Западе очень большие. В том числе именно поэтому официальное такси намного дороже, чем тот же Uber. Он получал серьезное преимущество перед таксистами по цене поездки, так как у него просто издержки ниже. Сейчас все это может развернуться в другую сторону, поэтому для Uber (и не только для него, а вообще для всех агрегаторов) это серьезный звоночек».

Решение Верховного суда не означает, что все британские таксисты Uber автоматически становятся сотрудниками компании, но это открывает для них возможность требовать трудоустройства — а вместе с ним больничных, оплачиваемых отпусков и минимальной зарплаты. Возможно ли распространение британского прецедента на другие страны, в частности на Россию? Рассуждает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:

Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Уже было обращение в суд с целью признать работодателем «Яндекс.Такси» — в первой инстанции оно было отклонено, во второй тоже. Достаточно сложно перенести этот опыт на нас. Хотя наверняка это станет прецедентом, потому что для Uber это, само собой, будет удар. Но это тенденция мировая, и, скорее всего, она через какое-то время докатится и до нас. Агрегаторы во всем мире не попадали в зоны действия местного законодательства. Скорее всего, теперь потихоньку законы будут подтягиваться, будут новые требования рынка».

Водители агрегаторов в России конфликтуют со своими «неработодателями» регулярно. Осенью таксисты «Яндекса» в Челябинске бастовали против ухудшения условий труда и оплаты, в начале месяца небольшая акция прошла в Саратовской области. Требуется ли дополнительное регулирование отрасли и в России? Вот что об этом думает таксист Юрий:

«Таксисты процентов на 85, если не больше, — люди, работающие под черным флагом. То есть они не самозанятые и не «ипэшники». Стаж и пенсионные отчисления не идут. Если захочет наше правительство навести порядок, люди должны будут работать на предприятие, с них можно будет что-то потребовать. А сегодня мне приказать никто не может. Я как перекати-поле, как вольный ветер: если что-то не понравилось — ушел».

В 2019 году полноценными сотрудниками сервисов-агрегаторов признали таксистов и курьеров в Калифорнии — самозанятые жители получили право на отпуск, минимальную зарплату, медицинскую страховку и так далее. Норма продержалась недолго — уже этой осенью штат проголосовал за выведение Uber и ряда других компаний из-под новых правил. Значимость таких инициатив для бизнес-модели агрегаторов иллюстрирует сумма, которую они потратили на лоббистскую и агитационную кампанию. По данным CNN, это 200 млн долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию