16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
23 марта 2021, 12:05 Общество

Время — не деньги: в чем главная опасность четырехдневной рабочей недели. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

«Россияне, которые не торопятся безоговорочно поддержать рабочую четырехдневку, проявляют элементарный здравый смысл: если жить не на что — свободное время не в радость», — считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова.

Одним из следствий изменения графика и способов работы во время пандемии стала обсуждаемая в разных странах мира, в том числе в России, идея четырехдневной рабочей недели. Пока она не находит однозначной поддержки у большинства россиян: люди опасаются, что будут меньше не только работать, но и зарабатывать.

По данным опроса сервиса по поиску работы Superjob, лишь 30% респондентов высказались за обязательный переход на четыре рабочих дня. При этом 47% заявили, что решение должен принимать работодатель.

До сих пор все обсуждения четырехдневной рабочей недели в России (в частности, идея сократить ее только для женщин, учитывая их занятость семейными делами) никогда не отвечали на главный вопрос для большинства работающих россиян: сохранится ли в таком случае зарплата стандартной пятидневки?

По факту идея нормирования рабочей недели вообще достаточно молода: по сути, она оформилась в первой трети ХХ века. А стандартная 40-часовая рабочая неделя стала активно внедряться в разных странах мира лишь в начале 60-х годов прошлого века. В последние лет десять в некоторых американских компаниях стали практиковать третий выходной посреди недели. Но пока четырехдневка не стала распространенной практикой нигде в мире.

Более того, сейчас, на новом витке истории человечества, скорее идет возврат к практике ненормированного рабочего дня. Удаленка способствовала стиранию границ между домом и офисом, а также между личным и рабочим временем.

Кроме того, повсеместно растет количество фрилансеров и самозанятых, у которых зачастую вообще нет понятия «рабочая неделя». Все больше людей зарабатывают с помощью «проектной занятости», не имея постоянной работы. Жестко определить рабочий график людей, зарабатывающих деньги разными способами в интернете, тоже нереально.

Разумеется, если российские власти надумают ввести обязательную четырехдневку с непременным сохранением зарплат, народ поддержит эту идею. Вот только частным компаниям невозможно приказать сохранять зарплату, а если денег на нее не будет, люди лишатся работы вовсе.

Миллионы россиян и сейчас не могут прокормить себя и семьи на одной работе и вынуждены искать подработки. Для них нормированная рабочая неделя точно не главное. То же самое касается и мигрантов, особенно нелегальных — за их условиями труда и продолжительностью рабочего дня никакого контроля нет.

Разумеется, отказ от 14-16-часового рабочего дня, который был обычным для мира еще каких-то 100-120 лет назад, стал большим гуманитарным достижением человечества. Но и сейчас работа на износ, чтобы свести концы с концами, вынужденная необходимость как минимум для сотен миллионов людей в мире (возможно, их счет идет и на миллиарды).

Для России же гораздо важнее искать и находить способы повышения зарплат, а не сокращения рабочей недели. Среди почти 20 млн россиян, живущих на доходы ниже официального прожиточного минимума, примерно треть имеют постоянную работу. Задача любого рабочего места в экономике — гарантированно выводить его обладателя из нищеты. Понятно, что сокращение издержек и дешевая рабочая сила — заманчивая цель для любого бизнеса. Но работа за откровенно нищенские деньги унижает людей не меньше ненормированной рабочей недели.

Тем не менее в целом тренды развития рынка труда, кажется, намечены. Базовые представления о работе, рабочем месте и рабочем графике подвергаются, возможно, самым радикальным изменениям за последние несколько веков. Осталось понять, как можно работать меньше и при этом зарабатывать больше. Потому что если человеку нечего есть или не на что купить одежду и обувь, ему точно нет дела до гуманизма тех явно небедных политиков, которые ратуют за сокращение рабочей недели. И россияне, которые не торопятся безоговорочно поддержать рабочую четырехдневку, проявляют элементарный здравый смысл: если жить не на что — свободное время не в радость.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию