16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.65 / ₽ 8153
  • RTS1168.87
28 марта 2021, 08:55 Общество

В России хотят частично разрешить приватизировать землю у воды

Лента новостей

С инициативой выступил Росреестр. Речь идет о втором поясе зон санитарной охраны источников питьевой воды — озер, рек и других водоемов. В ведомстве считают, что это поможет наполнению региональных бюджетов

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 16:35

Росреестр предложил частично разрешить приватизировать земельные участки у воды, сообщил РБК. Ведомство разработало поправки в Земельный кодекс, которые касаются второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то есть рек, озер и притоков. Сейчас эти участки можно только арендовать.

По мнению Росреестра, продажи позволят пополнять бюджет только Московской области на 4,5 млрд рублей ежегодно. Но простого разрешения продавать землю недостаточно, считает глава компании Landwerk Дмитрий Гордов:

Дмитрий Гордов глава компании Landwerk «Основной вопрос — а что дальше? Приобрести для каких-то коммерческих целей такие участки не представляется возможным. Есть определенный режим использования этой земли. Что-то построить, разместить там какие-то объекты невозможно — действуют старые, разработанные непонятно когда правила. Есть куча земельных участков, которые (это повелось еще с советских времен) так или иначе достались людям, частникам, в том числе и каким-то организациям, вдоль водоемов и притоков. Эти дома все равно останутся вне правового поля. Помочь вовлечь эти участки в хозяйственную деятельность могла бы проработка правил с учетом того, что есть достаточно большое количество систем, которые могут очищать стоки. Особенно когда мы говорим не о коровниках, а об индивидуальном жилищном строительстве. Вода, которая оттуда выходит, практически полностью очищается. Надо полностью, на мой взгляд, пересмотреть режимы использования этих участков, входящих в санитарно-охранную зону».

Второй пояс санитарной охраны может иметь ширину более двух километров. Его границы устанавливаются для каждого объекта отдельно. В Подмосковье ограничения охватывают 35% площади области. Руководитель департамента элитного жилья компании Еstate Алексей Сидоров считает, что цель законопроекта не только экономическая.

Алексей Сидоров руководитель департамента элитного жилья компании Еstate «Я не думаю, что это решение было принято в первую очередь, чтобы пополнить бюджет. 4,5 млрд рублей даже для бюджета отдельно взятой области ничтожные деньги. Мы все прекрасно видим, какое количество частных владений построено в водоохранных зонах. И когда этого касаешься, то понимаешь, что это люди, которые как минимум рядом с властью находятся или внутри нее. Поэтому я на 99% уверен, что это решение в первую очередь нужно, конечно, чтобы легитимизировать эти постройки, а во вторую — чтобы развить эту тему, потому что если смотреть с коммерческой точки зрения, то понятно, что близость к природному артефакту — воде или еще чему нибудь — добавляет стоимости любому проекту. Обычно речь идет о десятках процентов добавленной стоимости. Поэтому игра стоит свеч».

Поправки Росреестра не только узаконят то, что уже построено, но и откроют возможность для массовой застройки. Однако никто не берет в расчет, что нововведение может сказаться на качестве воды, говорит директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян:

— Строительному комплексу начхать на качество воды, на то, сколько она стоит, какая жуткая нагрузка идет на гидросистемы от массовой застройки в Московской области, что при этом портится не только та вода, которая идет в московский водопровод, но и подземная вода, которая питает половину области. И что это за логика такая? Если мы все время нарушали закон, давайте будем нарушать его и дальше, но это будет уже легитимно, потому что закон отменен.

— Строительство дополнительных очистных сооружений не может решить эту проблему?

— Кто за это платить будет? Население? Да, можно очистить воду на относительно малых площадях, но это стоит безумных денег, которые не снились пока еще нашим водоканалам. Во-вторых, эти зоны имеют значение барьера для поверхностного стока, никакие очистные сооружения этого выполнить не могут. Сейчас Мосводоканал успешно справляется с той нагрузкой, которая есть. Но, в принципе, это уже где-то близко к пределу.

Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь видит только минусы от новой инициативы:

— Водозаборы являются инфраструктурной необходимостью. Если у нас приватизировать все подходы к водозаборам, то люди будут платить за воду, как в том известном мультфильме, когда руководство решило собирать деньги за воздух.

— А на качестве воды это как-то может сказаться?

— Если это будет частная территория, то люди могут делать там что угодно, собственно, загаживать водозаборы. Это же будет частная территория, и никаких сервитутов там не будет. У нас раньше же вообще были водоохранные зоны всех общедоступных водоемов. Но их уже застроили почти все, по крайней мере в Подмосковье, так хотя бы водозаборы оставьте в покое. Реки, которые используются для удовлетворения потребностей в чистой воде, надо, конечно, беречь.

Общую площадь всех территорий, которые могут быть приватизированы, в Росреестре не назвали. Законопроект разработают к июню, а его вступление в силу предполагается в четвертом квартале этого года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию