16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.55 / ₽ 8087
  • RTS1172.06
9 апреля 2021, 19:28 Технологии

«Если вы заказываете такси из дома, вы используете мою технологию». Российский изобретатель судится с Huawei, Apple и Samsung

Лента новостей

Изобретатель Александр Земсков обвиняет производителей смартфонов в незаконном ввозе устройств с запатентованной им технологией геолокации. В прошлом он был номинирован за нее на Нобелевскую премию. Как вышло, что патент его не защитил?

Фото: depositphotos.com

Россиянин судится с Apple, Samsung и Huawei за свое изобретение. Александр Земсков обвиняет техногигантов в незаконном ввозе телефонов с запатентованной им технологией. Она позволяет определить геолокацию девайса на основании данных о его электромагнитном излучении по отношению к ближайшей сотовой вышке — это намного быстрее, чем использование GPS.

По версии Земскова, такой технологией обладают iPhone XR, Samsung Galaxy A50 и Honor 7A — изобретатель сам приобрел и провел экспертизу смартфонов. Земсков требует от компаний-производителей выплатить ему 30 000 рублей — по 10 000 рублей за каждый случай нарушений. Вместе с тем истец запросил у Федеральной таможенной службы информацию о количестве смартфонов, ввезенных ответчиками в Россию. После их получения он может увеличить сумму требований, говорится в иске. Очередное заседание суда состоится 21 мая.

О сути дела рассказывает адвокат Земскова Алена Бачинская:

— Экспертиза подтвердила верность позиции истца в том, что его изобретение действительно используется в устройстве, которое является предметом иска. Поэтому мы уверены в своей позиции и считаем, что все основания для удовлетворения иска имеются.

— Конечная сумма иска не названа, но обозначены 10 000 рублей за каждый смартфон с этим устройством. Правильно?

— Все верно. Окончательную сумму иска определяет суд, он оценивает обоснованность заявленных требований, но мы заявили минимальную компенсацию, которая предусмотрена соответствующей статьей гражданского кодекса.

— Информация об этом изобретении размещена в международном пространстве? Как о нем могли узнать Apple, Huawei и так далее?

— Когда компания решает привезти и продавать на территории России какой-либо продукт, она должна проверить его на так называемую патентную чистоту. Информация о том, что такой патент зарегистрирован еще в 2008 году, имелась в открытом доступе на сайте Роспатента. Это вполне возможно было проверить. Кроме того, сам изобретатель задолго до возникновения этого иска пытался добиться какого-то диалога с этими компаниями, обратить их внимание на то, что они нарушают [его права]. На его претензию даже не ответили. На 21 мая отложено заседание по рассмотрению этого спора в связи с ходатайством ответчика о том, что головная компания должна ознакомиться с текстом заключения, которое выполнено на русском языке. Им не удалось достаточно оперативно его перевести.

Почему патент был получен только в России? Чем эта технология отличается от других, которые также связаны с определением местоположения и какова цель иска? Все эти вопросы Business FM задала самому изобретателю Александру Земскову:

Александр Земсков изобретатель «Патент был получен в Роспатенте в ФИПСе и распространяется на РФ, потому что в тот момент этот рынок был для меня наиболее приоритетный. Чтобы запатентовать технологию по всему миру, нужно было более 50 000 долларов, которых у меня тогда не было. Всего в мире есть три способа определения местоположений. Первый — спутники GPS и ГЛОНАСС, второй — триангуляция со стороны сотового оператора. Но этот способ очень энергетически дорогой, и поэтому его используют исключительно специальные службы. Третий способ — мое изобретение. После 2011 года фактически в каждом смартфоне одновременно используется два способа. Первый — спутниковый (GPS, ГЛОНАСС и другие китайские и индийские варианты) [и мой]. Но при этом спутники не работают внутри помещения. Поэтому, если вы заказываете такси из дома, вы используете мою технологию. Не хочу каких-то безумных денег, но, в конце концов, я это изобрел, все этим пользуются, я должен получить за это какую-то компенсацию».

Земсков подал в суд еще в августе прошлого года. По его словам, существуют различные исследования о количестве ввезенных в Россию смартфонов Apple, Samsung и Huawei, но суд, скорее всего, будет учитывать только данные ФТС. Ведомство, в свою очередь, не готово предоставить данные, пока не получит судебный запрос.


Перед продажей этих смартфонов на рынке России компании должны были приобрести лицензию у владельца патента. Потому что сумма за проданные девайсы огромна, и выплаты постфактум нереальны, говорит член президиума Международной академии связи Николай Файзрахманов:

— Это какая-то совершенно сумасшедшая сумма. Если суд примет решение в пользу Александра (будем надеяться на это), как мне кажется, стороны вступят в переговоры, и, таким образом, все проблемы могут быть решены. Это бизнес.

— Александр был номинирован на Нобелевскую премию?

— Да, это факт. И если номинант на Нобелевскую премию не выиграет [в патентном споре], что же делать остальным изобретателям, которых очень много в России? Наша проблема всегда в том, как наше изобретение внедрить.

— А он за это изобретение был номинирован?

— За это.

— Технологии иностранных компаний могли быть параллельными разработками кого-то из их специалистов?

— Конечно. Некоторые идеи витают в воздухе. Здесь, в России, она впервые пришла в голову Александру. И впервые ему пришло в голову запатентовать это в России. Поэтому формально изобретателем здесь, в России, является он. По всем вопросам, что связаны именно с этой технологией, компаниям надо было обращаться к нему.

По данным консалтинговой компании International Data Corporation, за 2020 год в Россию было поставлено около 30,5 млн смартфонов, а за 2019 год — почти 33 млн. Apple, Samsung и Huawei вместе с Honor входили в топ-5 производителей смартфонов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию